Дельтаклуб «Альтаир» :  История :  Публикации

«ТМ» № 9, сентябрь 1973

ЗМЕЙ-ДЕЛЬТАПЛАН

Михаил Гохберг

О новом виде спорта и его техническом оснащении рассказывает Михаил ГОХБЕРГ - старший научный сотрудник Института физики АН СССР, мастер спорта по водным лыжам.

Чертёж
На рисунках изображена несложная конструкция, на которой можно полетать сначала с пологих горных склонов или с воды. Материал - дюралевые трубки марки Д16Т диаметром 35-40 мм с толщиной стенок 1 мм и плотная, нетянущаяся ткань типа «дакрон» с удельным весом 150 г/м2.
Раскройка паруса показана на рисунке. Шов - специальный, парусный, из капроновых ниток. Материал нужно накладывать так, чтобы на внутренней «рабочей» поверхности не было швов, завернутых против направления движения. Все пазы для трубок и карманы для вкладок нашиваются с внешней стороны. Для прочности креплений в трубы запрессовываются деревянные цилиндры длиной 20-30 см.
Ручку следует сделать из труб диаметром 25-30 мм с толщиной стенок 2 мм. Она крепится к крылу с помощью переходника и растяжек из нетянущегося полипропиленового троса. Дельтаплан раскладной. Чтобы разобрать его, надо отвернуть болты рамы и один болт в ручке. Положение ручки регулируется изменением длины растяжек в зависимости от индивидуальных особенностей лыжника. Сиденье подвешивается к месту крепления ручки к крылу на такой высоте, чтобы в полетном положении ваши локти находились выше ручки на 10-15 см.
Все готово, но не торопитесь лететь.
Во-первых, летать надо учиться над водой. Для первых полетов крепите сиденье не к центру крыла, а подвешивайте к центру ручки. В этом случае дельтаплан устойчиво полетит на буксире, но потеряет способность (в интересах вашей же безопасности) управляться. Такие полеты хорошо освоены в нашей стране. На первых порах трос от катера крепится в трех местах дельтаплана - к центру крыла и к двум концам ручки так, чтобы боковые растяжки троса составляли одну плоскость с нижними растяжками дельтаплана. Стартовав с воды на лыжах, вы идете на небольшой скорости (до 35 км/14), не поднимаясь в воздух.
Плавно увеличивая скорость, можно лететь на малой высоте, выравнивая небольшие крены перемещением тяжести тела на правую или левую руку. Освоив это упражнение, надо пересесть под центр крыла и, держась за ручку, управлять направлением полета. Если хотите перевести дельтаплан в набор высоты, выжмите ручку от себя, увеличив тем самым угол атаки крыла. Для снижения следует притянуть ручку к себе. Крен создается перенесением веса тела на правую или левую руку. Аналогичным образом управляют дельтапланом и в полете с гор. Научившись «пикировать», вы летите практически свободно. Трос провисает и уже не тянет дельтаплан, в любой момент можно отцепиться и, планируя, плавно снижаться до самой воды. Система отцепки представляет собой чеку, которая выдергивается из трубки, куда вставлен буксировочный трос.
Для старта в горах выбирайте пологие открытые склоны. При разгоне, когда почувствуете, что дельтаплан вас уже держит, плавно меняйте угол атаки, выжимая ручку от себя. Небольшой встречный ветер всегда помогает. Ни в коем случае не летайте, когда ветер дует в спину.