27.11.05
Еще один «бегательный» день. Учлетов снова приехало десять человек... других
. Два совсем новых. Да еще Саня с Жекой, которым все
равно ничего не светило, разве что тоже побегать.
Единственный полет дня совершил Юра Кобзарь со Сталинграда. Наверное, заходя на посадку, он
потревожил зайца, который наискосок пробежал к склону мимо наших бегающих УТшек - и это все, чем был примечателен
этот полет. Повторять Юрик не захотел, разобрался и уехал. В итоге день оказался летным только для ворон
, которые резвились над восточным склоном в одиночку и группами и даже
крутили парный пилотаж.
После обеда Марчук внес оживление в ряды учлетов, устроив парные забеги на время. Соревновательный азарт заставил
новичков мобилизовать все силы, и пробежки у них стали получаться гораздо лучше, чем когда они бегали по одиночке.
Убегавшись быстро разобрались, отнеслись в ангар, попутно вытолкав на дорогу машину Тараса-парапланериста, сплавили
ему часть народа, сколько поместилось, и потопали на автобус.
20.11.05
«Север мутной воды»
«Муть» создавали снежинки, а вообще север был чистый, довольно-таки сильный,
метров 5-6, порывистый. Учлетов, к огромному удивлению инструкторов, приехало человек десять.
Вытащили две УТшки и чайники принялись постигать очередную дельтапланерную истину - что не только
бежать, но даже держать аппарат в штиль и при свежем ветре - это две большие разницы. Снегопад
тем временем медленно, но неизменно усиливался, да и убегались «клиенты» по такой погоде быстро,
поэтому свернулись достаточно рано и часам к четырем уже были в Киеве.
13.11.05
Григорий Егошин:
Решил тебя вспомнить
«Сталинград», южный ветер. Я стою на склоне с УТ-ешкой, готовый стартовать. Люда,
недавно согнавшая таким же образом другой «утюг», подходит и спрашивает: «Тебе это надо?».
Я думаю: «А действительно - зачем?», но бодро отвечаю: «Конечно надо!»… На УТ-шке я не
летал уже лет 5.
Ладно, полетели… Разбег, отрыв. Перебалансировался. Что делали в это время руки -
помню смутно, т.к. внимание было занято другим. Главное почувствовать аппарат и
привыкнуть к новому положению ручки управления.
Краем глаза замечаю, как справа на моем уровне проплывает склон и поднимающийся
по тропинке Женя Бублик. И тут вспоминаю, что надо же отвернуть от него (склона), чтобы не
задеть консолью. Как показали очевидцы (толпа, стоявшая сзади) - решение было принято
правильное и, самое главное, ВОВРЕМЯ. Правая консоль прошла в сантиметрах от верхушек
травы на склоне (и это при «завешенном» на старте аппарате).
«Так, ладно, проехали. Точнее пролетели. Разберемся с управлением. Теперь уже
вдумчиво, с «головой»» - подумал я, разворачиваясь от склона. Склон, деревья, груша - из-за
них я и решил стартовать повыше, а не с перегибчика - так же безопаснее… теперь не уверен.
«Ручка должна быть где-то здесь» - переместил я руки с живота на пояс. Переместилась
она без больших усилий (чуть передняя центровка). И тут загудел плотный, холодный поток
воздуха и … на глаза нахлынули слезы - «Блин-н-н!». Лечу и думаю: «Если сейчас увидят -
подумают, что плакал в полете - засмеют ведь! А впрочем, почему бы и не поплакать
Смотрю, справа на посадочном поле застыли белые треугольнички - тренируется бегать
новый набор учлетов. Высота убывает быстро. Надо разворачиваться на посадку. Правый
поворот получился очень пологим - то ли я побоялся откренить, то ли хотел подальше отлететь
от аппаратов - не важно. Уже подлетаю к земле. Пора перехватываться (поражает, насколько
много времени остается на размышления; одно из отличий УТ-ешки от спортивного аппарата -
это динамика движения). Подлетаю еще ближе к земле и пытаюсь по привычке «подпихнуть»
крыло, чтобы почувствовать усилие, но тут же понимаю, что этого делать не надо. «Выдаю»…
Мягкая посадка. Чего-чего, а вот по мягкой и расслабленной посадке я соскучился. УТ-эха это
позволяет.
«Класс!» - с непонятным, но приятным восторгом выдохнул я и, вытерев слезы с глаз,
понес этот большой белый треугольник на растерзание учлетам.
13.11.05
Володя Марчук
Итак, что же было на самом деле (т. е. мои впечатления)
Погода:
Условия на старте: слабый Юго-Юго-Восточный штиль. Т. е. на старте ветер дышит под
60 градусов к направлению старта. В воздухе тишь да гладь, сплошная низкая облачность,
высокая влажность.
Аппарат:
сильно усохший лавсановый стажер, сделаный из каркаса С-5. Аппарат уже неоднократно
летал после долгого лежания, я на нем даже парил минут по 10.
В прошлую субботу я крутил на нем спирали (по штилю, сверху вниз, без набора). Из
условий посадки на нашей Горе правая спирать получается в 450 градусов, а левая
в 270. В процессе спирулирования была подмечена склонность аппарата активно
докрениваться в спирали. Т.е. если начинаешь ее как пологую и висишь посредине
спидбара, то при выдаче ручки аппарат плавно, но уверенно увеличивает крен. Если
соразмерно крену выдавать ручку, то крен все равно увеличивается. Для того, что бы
не увеличивать крен в спирали, аппарат приходилось постоянно «поддерживать» от
ввинчивания, хотя усилия на «поддерживание» были небольшие. Делал левые и правые
спирали с углами крена до 45 градусов.
Выход был затянутый и тугой, но это и ожидалось от туго управляемого аппарата.
Если в спирали недодать ручку, то аппарат сильно скользил на нижнее крыло. Хотя,
особо сильно я ее всетаки не отдавал, т.е. давал ровно столько, что бы минимизировать
скольжение, но перепихивать ручку не перепихивал.
Да и парил я на нем, держа скоростенку немного повыше. На чуть, но повыше.
Центровка у аппарата была практически нулевая, возможно чуть задняя. Во всяком случае,
с брошеной ручкой он летел устойчиво, склонности к колебаниям по тангажу не имел.
В воскресенье 13.11.05 я не собирался много летать на Стажере. Думал 1, м.б. 2 раза
слететь вниз, а в основном возился с новым набором.
Поэтому и к полету подошел относительно несерьезно. К тому же, аппарат на удивление
легко взвелся, кроме того, до полетов он около 2-х часов стоял максимум взведенным
(перед полетом я его отпустил в нормальную регулировку).
Отснято Юлькой
Стажер еще в нормальном полете до ввода в спираль
|
Штилевые условия старта меня не смутили, разбежались-оторвались-полетели. Небольшой
поворот направо вдоль горы. Тугой выыыыыход. Разворот на курс перпендикулярный склону
(от него). Имел в мыслях крутонуть спираль, но пока летел все не мог решить: правую
или левую. Аппарат летел не очень ровно, все стремился задать небольшой то правый,
то левый кренчик. Наверное я его совсем не поджимал, зная, что центровка у него нормальная,
а погода была тихая. Возможно, аппарат летел на таки минимальной скорости.
Высоты около 2/3 склона (~40 м), решение принято: кручу левую спираль. Сначала я ее
хотел не глубокую сделать. Но апапрат сам стал докрениваться внутрь спирали. Памятуя
полеты в прошлую субботу я не сильно испугался и попытался его придержать от развития
крена. Не помогло, крен вырос, ручка ушла хорошо вперед, угловая скорость вращения
сильно выросла.
Отснято Юлькой
Собственно штопор
|
Попытка выйти из спирали после разворота на 270 градусов успеха не имела. Аппарат
все так же лихо крутился, не реагируя на мои «Прижать-откренить-выдать».
Подумалось: Чегой-то стремная спираль выходит. Кроме сильного крена, аппарат сильно
наклонил нос и вращался очень быстро. Тут я увидел, центр вращения как неподвижное
пятно земли слева-впереди между левой стойкой и передним нижним продольным тросом.
Выглядел он как неподвижный участок травы, вокруг которого все было смазано -
вот так.
Картинку сделал в фотошопе, но она очень похожа на то, что я увидел.
Возникла мысли: А не штопор ли? А с чего бы это?
Но пробовал выводить я аппарат как из крутой спирали. Тем временем, аппарат уже
прокрутил виток и был низко над землей. Даже если его зажать для вывода из штопора,
то высоты на вывод из пикирования уже не будет, А по ветру, или против коснусь земли?
По-, против-? Черт! по ветру, пихнуть посильнее, главное не головой врперед,
обвиться вокруг стойки......
Открыл глаза. Слышу хрип. Ага, это я так дышу. Пытаюсь не хрипеть - не выходит.
Только бы учлеты не услышали (во, какие мысли в голове )
Руки-ноги вроде целы, но не могу встать. Ага, прижало передним тросом, вылез,
перестал хрипеть, отстегнулся, вылез из-под аппарата, помахал ручкой.
На аппарате сломана правая стойка. За нее я и хватался.
На мне потянуты мышцы шеи сзади-слева, потянуты мышцы спины (не сильно). Явно ударился правой
частью головы (побаливает правая ушная раковина). Шлем спас, отметин не искал - просто забыл...
Вроде больше ничего, заживаю.
Причины такого завершения полета вижу в следующем:
1. Несерьезно отнесся к испытательному полету. Казалось, что все элементы предстоящего полета
я уже делал, так и в этом неожиданностей не будет.
2. Соввершенно не был готов к штопору. У меня просто в голове не укладывалось, что мачтовый
аппарат штопорит.
3. Из-за того, что совершенно не думал о штопоре и возможности его возникновения, даже не имел
стереотипа по выходу. Т.е. если б я на УТ-шке летел, то первое мое действие при невыходе аппарата
из разворота было бы «Прижать по самое немогу». Тут я успел лишь подумать про штопор, но толком
принять решение как его выводить не смог, некогда было. Времени оставалось только на действия,
а не на размышления.
Отснято Юлькой
«Вынос тела».
Можно оценить высоту камышей на месте «посадки»
|
4. Очень хреново припланетился, т.е. упал. С такой скоростью снижения, от более серьезных травм
меня спасла высокая, в рост человека, трава на месте падения. В такой ситуации однозначно надо
было прыгать в трапецию, но пока я пытался аппарат вывести, времени даже на перехват в вертикалку
уже не оставалось. Я был уверен, что если начну перехватываться за стойки, то воткнусь в землю как
раз в момент перехвата, уж слишком быстро падал.
Вывод: в такой ситуации надо немного раньше бросать попытки выводить и готовиться падать.
Но в процессе перехвата, стоит продолжать выводить.
5. На самом деле «звоночек» про непривычные срывные характеристики аппарата был, и очень звонкий.
Уж очень хорошо этот Стажер садился, на этапе отдачи, после ~ 1/2 хода ручки крыло очень четко
срывалось, переставало лететь и останавливалось. Экстраполировать это поведение на режим спирали
помешал предрассудок «более-менее современный мачтовый аппарат не штопорит». Даже мысли об этом
не возникало.
6. Ощущения в процессе падения: большая угловая скорость, большой отрицательный тангаж и левый крен.
По ощущениям градусов 45-60. При этом почти нет перегрузки, какая бывает в спирали с таким креном,
и уж очень низко опущен нос. Повторюсь, что точку падения я видел довольно высоко над левым передним
тросом, приблизительно посредине между тросом и стойкой. Очень легкая ручка по тангажу. Во всяком
случае, я это даже в процессе падения успел отметить, это, а еще и отсутствие внятной реакции на
прижал-отдал и навело меня на мысль о штопоре.
«Туннельное зрение», из окружающей обстановки видел только точку падения и почти ничего вокруг.
Пока больше ничего не вспоминается. Вспомню - допишу.(немного дописал)
Еще дописал:
Аж обидно: НИ-КА-КО-ГО адреналина .
Просто, вот была такая хрень, за которую обидно, что так по дурацки мог убиться. Но больше никаких
моральных переживаний, кроме обиды на себя и стыда за неправильные действия нет. Наверное я
действительно не экстремал.
Еще дописал:
Возможно это и существенно:
В тот раз, ввод в спираль я производил без набора скорости, что всегда делал в предыдущие разы.
Уж очень спокойной была погода, и с аппаратом я считал, что уже немного знаком. Просто перекренил
аппарат влево и соразмерно крену дал ручку.
Обсуждение на форуме
«Небо для всех»
|
06.11.05
Состоялся первый выезд нового набора! Приехали почти все записавшиеся, в том числе 7 девушек
Всем удалось подержаться за УТшку, а некоторым даже с ней пробежаться
День Нового набора
Фоторепортаж Юльки Бурлаченко
Глазами земноводных
Так определила свою точку зрения на гору Таня Кренц
|
|
|
29-30.10.05
Здесь я, возможно, когда-нибудь напишу: про полеты девчат, про двух новых кавалеров двух старых
клубных наград, про очередную порцию «паломников»,
а также про то, почему нельзя стоять на старте за Морозом. - Л.Г.
|
|
|
|
|