декабрь :: ноябрь :: октябрь :: сентябрь :: август :: июнь :: май :: апрель :: март :: февраль :: январь
2005 Back to reality         Форум

27.11.05

Еще один «бегательный» день. Учлетов снова приехало десять человек... других :-). Два совсем новых. Да еще Саня с Жекой, которым все равно ничего не светило, разве что тоже побегать.
Единственный полет дня совершил Юра Кобзарь со Сталинграда. Наверное, заходя на посадку, он потревожил зайца, который наискосок пробежал к склону мимо наших бегающих УТшек - и это все, чем был примечателен этот полет. Повторять Юрик не захотел, разобрался и уехал. В итоге день оказался летным только для ворон :-), которые резвились над восточным склоном в одиночку и группами и даже крутили парный пилотаж.
После обеда Марчук внес оживление в ряды учлетов, устроив парные забеги на время. Соревновательный азарт заставил новичков мобилизовать все силы, и пробежки у них стали получаться гораздо лучше, чем когда они бегали по одиночке.
Убегавшись быстро разобрались, отнеслись в ангар, попутно вытолкав на дорогу машину Тараса-парапланериста, сплавили ему часть народа, сколько поместилось, и потопали на автобус.


20.11.05

«Север мутной воды»
«Муть» создавали снежинки, а вообще север был чистый, довольно-таки сильный, метров 5-6, порывистый. Учлетов, к огромному удивлению инструкторов, приехало человек десять. Вытащили две УТшки и чайники принялись постигать очередную дельтапланерную истину - что не только бежать, но даже держать аппарат в штиль и при свежем ветре - это две большие разницы. Снегопад тем временем медленно, но неизменно усиливался, да и убегались «клиенты» по такой погоде быстро, поэтому свернулись достаточно рано и часам к четырем уже были в Киеве.


13.11.05

Григорий Егошин:
Решил тебя вспомнить
«Сталинград», южный ветер. Я стою на склоне с УТ-ешкой, готовый стартовать. Люда, недавно согнавшая таким же образом другой «утюг», подходит и спрашивает: «Тебе это надо?». Я думаю: «А действительно - зачем?», но бодро отвечаю: «Конечно надо!»… На УТ-шке я не летал уже лет 5.
Ладно, полетели… Разбег, отрыв. Перебалансировался. Что делали в это время руки - помню смутно, т.к. внимание было занято другим. Главное почувствовать аппарат и привыкнуть к новому положению ручки управления.
Краем глаза замечаю, как справа на моем уровне проплывает склон и поднимающийся по тропинке Женя Бублик. И тут вспоминаю, что надо же отвернуть от него (склона), чтобы не задеть консолью. Как показали очевидцы (толпа, стоявшая сзади) - решение было принято правильное и, самое главное, ВОВРЕМЯ. Правая консоль прошла в сантиметрах от верхушек травы на склоне (и это при «завешенном» на старте аппарате).
«Так, ладно, проехали. Точнее пролетели. Разберемся с управлением. Теперь уже вдумчиво, с «головой»» - подумал я, разворачиваясь от склона. Склон, деревья, груша - из-за них я и решил стартовать повыше, а не с перегибчика - так же безопаснее… теперь не уверен.
«Ручка должна быть где-то здесь» - переместил я руки с живота на пояс. Переместилась она без больших усилий (чуть передняя центровка). И тут загудел плотный, холодный поток воздуха и … на глаза нахлынули слезы - «Блин-н-н!». Лечу и думаю: «Если сейчас увидят - подумают, что плакал в полете - засмеют ведь! А впрочем, почему бы и не поплакать :)». Смотрю, справа на посадочном поле застыли белые треугольнички - тренируется бегать новый набор учлетов. Высота убывает быстро. Надо разворачиваться на посадку. Правый поворот получился очень пологим - то ли я побоялся откренить, то ли хотел подальше отлететь от аппаратов - не важно. Уже подлетаю к земле. Пора перехватываться (поражает, насколько много времени остается на размышления; одно из отличий УТ-ешки от спортивного аппарата - это динамика движения). Подлетаю еще ближе к земле и пытаюсь по привычке «подпихнуть» крыло, чтобы почувствовать усилие, но тут же понимаю, что этого делать не надо. «Выдаю»… Мягкая посадка. Чего-чего, а вот по мягкой и расслабленной посадке я соскучился. УТ-эха это позволяет.
«Класс!» - с непонятным, но приятным восторгом выдохнул я и, вытерев слезы с глаз, понес этот большой белый треугольник на растерзание учлетам.


13.11.05

Володя Марчук
Итак, что же было на самом деле (т. е. мои впечатления)

Погода:
Условия на старте: слабый Юго-Юго-Восточный штиль. Т. е. на старте ветер дышит под 60 градусов к направлению старта. В воздухе тишь да гладь, сплошная низкая облачность, высокая влажность.
Аппарат:
сильно усохший лавсановый стажер, сделаный из каркаса С-5. Аппарат уже неоднократно летал после долгого лежания, я на нем даже парил минут по 10.
В прошлую субботу я крутил на нем спирали (по штилю, сверху вниз, без набора). Из условий посадки на нашей Горе правая спирать получается в 450 градусов, а левая в 270. В процессе спирулирования была подмечена склонность аппарата активно докрениваться в спирали. Т.е. если начинаешь ее как пологую и висишь посредине спидбара, то при выдаче ручки аппарат плавно, но уверенно увеличивает крен. Если соразмерно крену выдавать ручку, то крен все равно увеличивается. Для того, что бы не увеличивать крен в спирали, аппарат приходилось постоянно «поддерживать» от ввинчивания, хотя усилия на «поддерживание» были небольшие. Делал левые и правые спирали с углами крена до 45 градусов.
Выход был затянутый и тугой, но это и ожидалось от туго управляемого аппарата. Если в спирали недодать ручку, то аппарат сильно скользил на нижнее крыло. Хотя, особо сильно я ее всетаки не отдавал, т.е. давал ровно столько, что бы минимизировать скольжение, но перепихивать ручку не перепихивал.
Да и парил я на нем, держа скоростенку немного повыше. На чуть, но повыше.
Центровка у аппарата была практически нулевая, возможно чуть задняя. Во всяком случае, с брошеной ручкой он летел устойчиво, склонности к колебаниям по тангажу не имел.

В воскресенье 13.11.05 я не собирался много летать на Стажере. Думал 1, м.б. 2 раза слететь вниз, а в основном возился с новым набором.
Поэтому и к полету подошел относительно несерьезно. К тому же, аппарат на удивление легко взвелся, кроме того, до полетов он около 2-х часов стоял максимум взведенным (перед полетом я его отпустил в нормальную регулировку).
Отснято Юлькой

Стажер еще в нормальном полете до ввода в спираль


Штилевые условия старта меня не смутили, разбежались-оторвались-полетели. Небольшой поворот направо вдоль горы. Тугой выыыыыход. Разворот на курс перпендикулярный склону (от него). Имел в мыслях крутонуть спираль, но пока летел все не мог решить: правую или левую. Аппарат летел не очень ровно, все стремился задать небольшой то правый, то левый кренчик. Наверное я его совсем не поджимал, зная, что центровка у него нормальная, а погода была тихая. Возможно, аппарат летел на таки минимальной скорости.
Высоты около 2/3 склона (~40 м), решение принято: кручу левую спираль. Сначала я ее хотел не глубокую сделать. Но апапрат сам стал докрениваться внутрь спирали. Памятуя полеты в прошлую субботу я не сильно испугался и попытался его придержать от развития крена. Не помогло, крен вырос, ручка ушла хорошо вперед, угловая скорость вращения сильно выросла.
Отснято Юлькой

Собственно штопор






Попытка выйти из спирали после разворота на 270 градусов успеха не имела. Аппарат все так же лихо крутился, не реагируя на мои «Прижать-откренить-выдать».
Подумалось: Чегой-то стремная спираль выходит. Кроме сильного крена, аппарат сильно наклонил нос и вращался очень быстро. Тут я увидел, центр вращения как неподвижное пятно земли слева-впереди между левой стойкой и передним нижним продольным тросом. Выглядел он как неподвижный участок травы, вокруг которого все было смазано - вот так.
Картинку сделал в фотошопе, но она очень похожа на то, что я увидел.
Возникла мысли: А не штопор ли? А с чего бы это?
Но пробовал выводить я аппарат как из крутой спирали. Тем временем, аппарат уже прокрутил виток и был низко над землей. Даже если его зажать для вывода из штопора, то высоты на вывод из пикирования уже не будет, А по ветру, или против коснусь земли? По-, против-? Черт! по ветру, пихнуть посильнее, главное не головой врперед, обвиться вокруг стойки......
Открыл глаза. Слышу хрип. Ага, это я так дышу. Пытаюсь не хрипеть - не выходит. Только бы учлеты не услышали (во, какие мысли в голове :-))
Руки-ноги вроде целы, но не могу встать. Ага, прижало передним тросом, вылез, перестал хрипеть, отстегнулся, вылез из-под аппарата, помахал ручкой.
На аппарате сломана правая стойка. За нее я и хватался.
На мне потянуты мышцы шеи сзади-слева, потянуты мышцы спины (не сильно). Явно ударился правой частью головы (побаливает правая ушная раковина). Шлем спас, отметин не искал - просто забыл...
Вроде больше ничего, заживаю.

Причины такого завершения полета вижу в следующем:
1. Несерьезно отнесся к испытательному полету. Казалось, что все элементы предстоящего полета я уже делал, так и в этом неожиданностей не будет.
2. Соввершенно не был готов к штопору. У меня просто в голове не укладывалось, что мачтовый аппарат штопорит.
3. Из-за того, что совершенно не думал о штопоре и возможности его возникновения, даже не имел стереотипа по выходу. Т.е. если б я на УТ-шке летел, то первое мое действие при невыходе аппарата из разворота было бы «Прижать по самое немогу». Тут я успел лишь подумать про штопор, но толком принять решение как его выводить не смог, некогда было. Времени оставалось только на действия, а не на размышления.
Отснято Юлькой

«Вынос тела».
Можно оценить высоту камышей на месте «посадки»



4. Очень хреново припланетился, т.е. упал. С такой скоростью снижения, от более серьезных травм меня спасла высокая, в рост человека, трава на месте падения. В такой ситуации однозначно надо было прыгать в трапецию, но пока я пытался аппарат вывести, времени даже на перехват в вертикалку уже не оставалось. Я был уверен, что если начну перехватываться за стойки, то воткнусь в землю как раз в момент перехвата, уж слишком быстро падал.
Вывод: в такой ситуации надо немного раньше бросать попытки выводить и готовиться падать. Но в процессе перехвата, стоит продолжать выводить.
5. На самом деле «звоночек» про непривычные срывные характеристики аппарата был, и очень звонкий. Уж очень хорошо этот Стажер садился, на этапе отдачи, после ~ 1/2 хода ручки крыло очень четко срывалось, переставало лететь и останавливалось. Экстраполировать это поведение на режим спирали помешал предрассудок «более-менее современный мачтовый аппарат не штопорит». Даже мысли об этом не возникало.
6. Ощущения в процессе падения: большая угловая скорость, большой отрицательный тангаж и левый крен. По ощущениям градусов 45-60. При этом почти нет перегрузки, какая бывает в спирали с таким креном, и уж очень низко опущен нос. Повторюсь, что точку падения я видел довольно высоко над левым передним тросом, приблизительно посредине между тросом и стойкой. Очень легкая ручка по тангажу. Во всяком случае, я это даже в процессе падения успел отметить, это, а еще и отсутствие внятной реакции на прижал-отдал и навело меня на мысль о штопоре.
«Туннельное зрение», из окружающей обстановки видел только точку падения и почти ничего вокруг.

Пока больше ничего не вспоминается. Вспомню - допишу.(немного дописал)

Еще дописал:
Аж обидно: НИ-КА-КО-ГО адреналина :-(.
Просто, вот была такая хрень, за которую обидно, что так по дурацки мог убиться. Но больше никаких моральных переживаний, кроме обиды на себя и стыда за неправильные действия нет. Наверное я действительно не экстремал.

Еще дописал:
Возможно это и существенно:
В тот раз, ввод в спираль я производил без набора скорости, что всегда делал в предыдущие разы. Уж очень спокойной была погода, и с аппаратом я считал, что уже немного знаком. Просто перекренил аппарат влево и соразмерно крену дал ручку.

Обсуждение на форуме «Небо для всех»


06.11.05

Состоялся первый выезд нового набора! Приехали почти все записавшиеся, в том числе 7 девушек ;-)
Всем удалось подержаться за УТшку, а некоторым даже с ней пробежаться :-)



День Нового набора
Фоторепортаж Юльки Бурлаченко

Глазами земноводных
Так определила свою точку зрения на гору Таня Кренц





Такое вот кино
29-30.10.05

Здесь я, возможно, когда-нибудь напишу: про полеты девчат, про двух новых кавалеров двух старых клубных наград, про очередную порцию «паломников», а также про то, почему нельзя стоять на старте за Морозом. - Л.Г.

...полет нормальный...

Кошмар...

Из жизни насекомых


Следующая страница     Back to reality     Предыдущая страница