декабрь :: ноябрь :: октябрь :: сентябрь :: август :: июль :: июнь :: май :: апрель :: март :: февраль :: январь
2006 Back to reality         Форум

Мороз:

22.07.06
Бублик, Пирогов, Драйвер и я приехали на аэродром раньше остальных. Сергеев накануне сообщил, что приедет к обеду. Часиков до 12 мы бездельничали в тени деревьев возле кафешки. Приехавший на маршрутке Гришка занялся заменой боковой трубы, а мы зрели на попрыгушки. Пообедали. Затем приехал Сергеев, а с ним - и Юлька. Итак, «семейка Shiffer» была в сборе. А посему мы и занялись... «шиффером», так сказать. Одну из трёх стопок удалось поднять на крышу. Даже Юлька и Лиля стали подносить листы шифера для их отправки наверх. Так у нас появились Юля Шифер и Лиля, опять же, Шифер. Погода тем временем окончательно испоганилась - затянуло высокослоистыми облаками. Тёплый фронт шёл на нас. Это радовало мало, но всё же радовало: солнце нас не жарило. После трудового подвига настало время совершать подвиги лётного характера. И хотя никто из нас не строил иллюзий насчёт там «а попарИть?», «а поднабрать?», т.к. воздух был совершенно стабилен, всё же Юлька, Матвеич, Гоша и я не стояли в стороне и по одной затяжке, но выполнили. После отцепки следовал просто спуск вниз. Скорость снижения определялась только системой аппарат+пилот. Затем настала очередь Драйвера и Гришки. По окончании ихних экзерсисов мы разъехались по домам.

Семейка Shiffer (в неполном составе)


23.07.06
Воспользовавшись маршруткой, я и Гришка прибыли на а/д (аэродром) в начале десятого. Там застали Сергеева, пытающегося отоспаться в салоне своего авто (он рано утром успел смотаться в Чернигов, откуда привёз пятерых работников, что крышу нам...)
Пока сходили за техникой, пока то да сё, появился Валик Миколенко, прибывший, как и мы, маршруткой. Вот и весь кворум. К нам ещё присоединился Максим - владелец очень лёгенькой тележки и, как я понял, в прошлом учлёт Сергеева. Впятером мы выдвинулись на старт. Собрались. Сергеев предложил «залить точки в ЖПС». Изготовили маршрутец. И... двое мОгущих приготовились к старту. Буксировал Валик. Если я не ошибаюсь, то для него это было боевым крещением. Первым ушёл Сергеев. Стартовал с ног. Следом попытался стартовать с ног и я, но замок расстёгивался по причине длинности уздечки. Боуден вытягивался во всю длину и выдёргивал «прищепку» из моих зубов. В зубах же оставалась только защитная силовая лента, сшитая кольцом. Должен доложить, что никаких неприятных ощущений стоматологического характера я не испытал. В результате я «упал» на тележку и... был таков.
После отцепа потратил метров 150 на поиски хоть чего-то. Слава партии, нашёл. Очень нервный поток - не сильный, но какой-то острый. А по соседству с ним - такой же силы и остроты нисходняк. Довольно долго для меня являлась рубежом высота в 360 метров. Затем, я либо приноровился, либо поток чуть изменился, но высота стала увеличиваться. Стараюсь держаться края тени облака. Так я определял, где находится «этот» поток, т.к. иногда меня выкидывало из него. Снос был не очень большой. Вот я уже над аэродромной базой. Кручу спирали и набираю высоту. За мною, уже почти наступая на пятки, движется гигантская тень. Километров 5 в ширину, а в длину... даже не скажу. Я уже старался удержаться на границе «света и тени». Да и поток я нашёл поборзее. Несколько спиралей подряд в 1,5 или 2 по усреднителю - не редкость. В конце концов, я выбрался под самую кромку. Докручивал уже в «троечке». Но набирать далее (по сути - в облако) желания не было. Уж сильно большое оно. Да и облака сами по себе довольно высокие в тот день. Пока я набирал эту тыщу, снёсся от юго-восточной окраины Подлесного до юго-восточной окраины Прогресса. На карте в том месте начертано «отстойник». До Чемера оставался какой-то километр. «Но мне туда не надо!» А надо мне было в Красиловку. Там - первый поворотник. Это - около 10 км со встречно-боковым. Второй поворотник - Козелец - раза в два далее будет. Правда, туда лететь - с попутно боковым. Но правила, господа! Правила! Кроме того, с северо-запада начала проступать полоса света. Этот тучевой фронтец оказался не глубоким. Развернул я оглобли на Красиловку, натянул поводья и пошёл на переход. Где в этот момент находился Сергеев, я даже понятия не имел, но понимал, что кроме него меня никто не вывезет, если я таки сяду где-нибудь. Мало того, я не брал с собой чехлы. Долго ли, коротко ли, но высота таяла, потоков не было. Попал под дождь, который почти залепил мне очки. Оглянулся на старт, а там вовсю льёт. От дождя я в конце концов ушёл. Вот и освещенная полоса приближается ко мне. Но высоты - метров 300. Понимаю, что ловить особо будет нечего. После такой тени с дождичком нужно время, чтоб термичка пришла в себя. А тут! Сидит в траве зелёный, но не кузнечик! Типа, загадка. Да это ж аппарат Сергеева! Ура! Как минимум мне не придётся ждать, пока он доберётся до своей машины и т.д. и т.п. Высоты осталось метров 200. Стравил ея, сел. Оказывается, что Максим уже едет сюда на сергеевской машине. Н-да... А чехольчики мои остались там... на травке... лежали возле заднего правого колеса... заботливо собранные в кучку и засунутые в сумку от подвески. Порывшись в багажнике приехавшей машины, Серёга выдал мне: липучку - одна штука, резинку - одна штука и пояс от комбеза - одна штука. В таком, немного босяцком виде мой аппарат и вернулся к точке старта. Там я его накрыл чехлом, т.к. нужно было отбывать к месту совершения трудовых подвигов. Оставив Гришку за старшего, мы отбыли к ангару на шиферно-подъёмные работы. Это произошло в три часа. А в шесть часов, с помощью подоспевшего Пирогова, потребное количество листов шифера было поднято на крышу. Освежившись в летнем душе, мы отбыли на старт. Где я неспешно (дабы не вспотеть) укладывал свой аппарат, а также киноснимал Гришкины старты.
На Гришкиных успехах мы и завершили воскресные полёты.

Карта Трек полета 23.07.06


16.07.06

Володя Марчук:
Штиль и дрова
К счастью очень мрачно-пессимистичный прогноз на выходные ни разу не оправдался, и мы смогли таки позаниматься на Горе.
К моему приезду я стал аж вторым инструктором и застал очень-очень легкий Юго-Западный ветер, облачность приблизительно 7-8 баллов. Пришедшая раньше Люда доверила мне ступенечников, а сама мужественно запускала сверхулетающих. Кстати, в этот раз девочки летали с рацией, и похоже, она, а точнее подсказки Люды, им очень помогли.
На ступеньке присутствовали Макс и Саша. Они оба давно не летали, поэтому оба только начали вспоминать как оно ваще, со ступеньки-то, прыгается. Подтянулись новые потенциальные учлеты, двое прочитали о клубе в журнале «Афиша», еще один - не помню где. Похоже, СМИ начинают поставлять нам тоненький, но постоянный ручеек перворазников ;-).
Прозанимавшись почти до обеда со ступенечниками я переключился на внизу бегающих. Из троих пришедших попробовать дельтаплан на плечах решились двое, и м меру сил и стараний у них более-менее получалось. Результаты таковы: Дима может смело делать страховку и при наличие погоды имеет все шансы совершить первый полет в ближайшие выходные, Алексею пока еще бегать по ровному, но прогресс тоже у него сильный, стоит подумать о приобретении страховки.
К обеду пришли/приехали Юра Жуков, Денис и Дима Курч. Потом, почти к вечеру приехал еще и Рома.
А вот немного после обеда штиль сменился Восточным ветром и мы мужественно приняв глупое решение поперлись на Восток.
На Востоке на ступеньках свирепствовал жесточайший штиль, иногда дышавший Востоком. Я решил вспомнить молодость и согнать УТ-шку со второй ступени. Полет выдался примечательный: сначала старт с разбегом в полтора шага и набиранием скорости из парашютирования с разменом высоты на скорость, потом довольно высокий пролет над первой ступенькой, отпускание ручки для проверки центровки. УТ-шка довольно шустро задрала нос вверх и потеряла скорость, прибратие ручки, небольшая просадка-клевок, вывод, выдерживание, посадка. В результате: на «Штирлице» недопустимо задняя центровка, по швеллеру переставлять узел подцепа вперед уже некуда, нужно передвинуть швеллер на отверстие вперед. Так что владельцам «Штирлица» стоит захватить с собой ключи на 12, плоскогубцы и контровки.
Потом по этому штилю начали пытаться летать учлеты. Первый опыт Макса Левина едва не закончился в недалеких кустах под ступенькой, но разогнанная УТ-шка буквально проломилась сквозь них правой консолью и Максим нормально полетел дальше и сел. Следующие разбеги он выполнял намного лучше, летал выше и вообще был почти паинькой, единственное что: он сам себя закренивает вправо, и только к окончанию полетов ему удалось понемногу себя перебороть и летать прямо. Саша летал по прямой, но тут за вторую УТ-шку, экспроприированный с верху «Дёнин» взялся Юра Жуков. Первая попытка вылилась в потерю скорости на старте и мягкий тычек после четверти витка штопора влево.
Вторая попытка увенчалась очень неплохим полетом по прямой, даже с перехватом в горизонталь и небольшим подруливанием.
А третяя окончилась уже внушительным «бумом» из левого штопора у подножия ступеньки. Причина та же: задранный на разбеге по штилю угол, ранний отрыв и отсутствие набора скорости в полете. Юре учиться бегать заново.
Кстати, в результате всех этих издевательств не выдержала и сломалась килевая труба «Штирлица». Но уже в понедельник утром она была починена и сейчас дожидается только установки на аппарат.
За вторую УТ-шку учлеты взялись с утроенным рвением. Все (кроме Жукова) слетали уже по 2 раза, Макс успел еще разок сигануть, а потом Сашу поймал маленький злой поточек, который я не предусмотрел. После второго резкого кача по крену Саша на высоте метров двух вывесился на стойке, что привело к просадке аппарата, вышедшего из поточка. В итоге, вынесена стойка и выведена из строя еще одна УТ-шка.
Кстати, сейчас в клубе из пяти УТ-шек летные только две: «Носатый» и «Призрак», у остальных сломана стойка (у двух), сломано заднее колено килевой (уже починено, но пока не установлено). Делайте выводы, чините. А то летать со ступеньки и ниже вам будет не на чем.


08-09.07.06

Мороз:
АСК «Прогресс»
На машине ехать около одного часа по Черниговской трассе. От станции метро «Черниговская» раз в полчаса ходят маршрутки в Чернигов, которые неизбежно проезжают мимо населённого пункта Прогресс. Стоит это удовольствие 15 грн.
На аэродроме есть места для парковки автомобилей, постановки палаток. Имеется в наличие умывальники, а также душевые кабинки. М и Ж. То же самое относится к туалэту типа «сортир». Не знаю, как в Ж, но в М наличествуют четыре очка. Если кого это интересует. Изнутри сортир довольно невонючий, что меня несколько удивило.
Ангар, в котором мы оставили МДП и аппараты, довольно большой. Ворота закрываются на замок, подпираются пожарным багром, охраняются собакой и человеком.
Место для палаток расположено на территории запущенного и, похоже, хорошо прореженного сада.
Имеется в наличие кафешка, предлагающая весьма скромный выбор. В наличии замечены минводы, пиво, пицца, бутерброды(?), микроволновка, электрочайник (чай, кофе?).
Наши полёты строились по такому графику: до 12:00 - полёты без ограничений. После шести (приблизительно) вечера - аналогично. В 12:00 начинается droptime, а посему мы должны дождаться паузы в полётах самолёта. Обычно АН-2 выполняет 2-3 подъёма подряд, после чего следует пауза минут на 20, а то и на 40. В этот момент нам можно стартовать, но работать только в своей зоне. При бОльшем количестве пилотов такие паузы окажутся малы, а посему будут вызывать не очень положительные эмоции: погода прёт, а ты видишь, что не успеваешь затянуться в подвернувшуюся паузу. А следующий раз будет, скорее всего, через час. Добавлю только, что тут наблюдается некий резерв, который позжее можно будет попытаться использовать.
В субботу (08.07.06) кучёвка над нами образовываться ну никак не хотела. Первый мой полёт (старт в 11:40) закончился сливом высоты безо всяких шансов. Это был, конечно, не «голый Вася», но шансов что-то зацепить... да нечего было цеплять. Просто - нечего. Следующий раз я стартовал приблизительно в 16:45. Как только Матвеич, так сразу и я. После отцепа поймал нечто еле живое и с его помощью возвысился до 700 метров. При этом, не забывая наблюдать за эволюциями Матвеича, который «бегал» по дальней опушке леса с подветренной стороны относительно старта. Полудохлое превратилось в дохлое и мне пришлось решать, куда лететь, дабы отгрести чего-нибудь «вкусненького». Поскольку впереди (по ветру) находилась опушка леса, то решено было попытать счастья над ней. Перед опушкой поймал что-то слабенькое. Этого хватило, чтобы выбраться чуть выше 500 метров. То, что только что выиграл, пришлось потратить на поиски более интересных вещей. Как выяснилось, пары минут вполне хватило. Я в потоке. В устойчивом наборе. Пусть меньше единички по усреднителю, но набор не очень сложный. Судя по реакции, мои успехи заметил Матвеич и кинулся ко мне. Я только диву давался, как он мог летать метрах в двадцати над лесом (позжее выяснил, что у него было метров 300). Вот и он зацепился. Явно набирает. Уже подо мною. Уже обогнал. А высота тем временем приблизилась к отметке 900 метров. Неподалёку и чуть выше - небольшой блинчик облачка. Но я до него не дотянусь. Даже тыщщу... и ту не сподобился выкрутить. Максимум, что показал прибор, пока я пытался выкрутить на остатках этих «соплей» - 997 м. А Матвеичу к этому времени надоела моя компания и он чухнул к Коптям. Долетел до них, а затем полетел к опушке, что неподалёку от старта (ну, откуда я, а затем и он выбрались повыше).
Я же решил сходить на север. С одной стороны, я окажусь поближе к старту, с другой стороны... ну, просто полетаю... сделаю, типа, переходец. Не всё ж время спирали крутить. На этом переходе мой ЖПС выключился, т.к. сели батарейки. Далее я развернулся к той самой опушке. Долго наблюдал, как Матвеич крутился почти над самой землёй, пытаясь слить высоту. Самое прикольное, что иногда мне казалось, что его тень и он сам вот-вот слипнутся, но он в эти моменты даже не подавал признаков подготовки к посадке. Мало того, он был несколько далеко от зоны посадки, чтоб на такой малой высоте шастать. Но, как выяснилось позднее, высоты у него было метров 150. Так что... очередной раз выяснилось, что чудес не бывает, а бывает «оптический обман здрения».
Я же, спустившись до трёхсот с небольшим метров, снова наткнулся на поток, в котором выбрался на 700 метров. Опять снос почти до середины лесного массива, но неприятных эмоций сей факт у меня уже не вызывал - «плавали - знаем!». На землю вернулся в 18:00. Был зело доволен. Вечером поставили палаточки (Гришка, Женька и я), посетили душ (замечу - совершенно бесплатно) и принялись за ужин. Мы ужинали тем, что захватили с собой, а комары ужинали нами. Вечер был тёплый, но не душный. Приятно радовала мысль, что никуда ехать не нужно, а утром можно поспать минимум на часик дольше, чем «если бы из Киева».
Ночь прошла довольно спокойно. Этому факту даже не помешал другой факт: накануне кто-то из парашютеров совершил какой-то юбилейный прыжок (2700-й, кажется) и по этому поводу они праздновали праздник. Утром бодренько встали, позавтракали, собрали шмотки, как приехал Сергеев с Валиком. Выбрались на старт. А погодка-то пообещающее будет, нежели вчера. Ждём развития. Мелкая кучёвка уже появляется то там, то сям, но до нас пока не дошла. До 12:00 Сергеев «дёрнул» Бублика (это Гоша так выражается). Я же решил выждать. В начале первого пошла парашютная массовка. Минут через двадцать для нас открылось окно. Да и облачка уже над нами растут. Я заранее подтащил аппарат к тележке и, не торопясь, облачился. Осталось только дождаться сигнала. Дождался! Старт, отрыв, набор, отцеп. Должен доложить, что «американские горки» были ещё те. Хорошо хоть, что в основном приходилась работать по тангажу. После отцепа ничего не нахожу. Делаю обзорную спираль, но ничего нет. Тогда лечу по ветру. Может что-то с посадки, что вдоль трассы, поймаю. Не знаю, откуда оно сошло, но я его поймал. Меньше единички, но полностью помещаюсь в плюсах. Вот я уже набрал сто метров и оказался выше высоты отцепки. Вот вижу, как стартует Пирогов. Кручу себе спирали, а они подо мною набирают. Сергеев Сашку не повёз за трассу! Тот отцепился почти подо мною. Уже крутит спирали. Я же имею более 700 метров. Ветер сегодня более восточный, а потому я прохожу в спиралях почти над стартом. Есть тыщща! Ура! Не вчера, так хоть сегодня! Кручу далее. 1100. 1200. 1300. Всё. Поток закончился. Пока крутил поток, наблюдал за тем, как Пирогов погнал свой жесткокрыл в сторону Олбина. Ну, буквально по верхушкам деревьев. Неужто там и решил сесть? Да нет! Разворачивается и чешет обратно. Ну, думаю, сейчас вылетит на нашу сторону и сядет в поле. Ни фига! Полетел к Коптям. Долетел. Развернулся. Несётся к старту. Во дела! А там, возле старта, ему компанию составил какой-то дельтаплан. Кроме Бублика, вроде некому было. Так оно и оказалось. Я же лечу южнее в надежде поймать нечто сошедшее то ли с опушки, то ли с трассы. Нахожу. Выбираю метров 100 и решаю, что нужно слетать к Коптям (Матвеич летал, Пирогов летал, а я что же?). Тем более, что до них рукой подать. Правда, против ветра. По дороге мне предлагается пролететь через две тени от облаков. Первая тень угостила меня минусами. Пришлось сбегАть к ближайшей солнечной стороне. Таким же образом я собирался обойти и вторую тень, как под левое крыло что-то попёрло. Забыв о Коптях, я развернулся влево и встрял в «двоечку». Копти, они никуда не денутся, а поток... он такой - он уйдёт. Радуясь удаче, я проскочил 1500 метров и начал искать облако... ну, чтоб полетать под ним. Ёлки-палки все облака далековато будут. Неужели нет ни одного поближе? Аж шею чуть не вывернул. Ёксель-моксель! А прямо надо мною, не облако ли? И куда мои глаза глядели? Я его ищу, а крыло мне всё закрыло. Вот оно! Уже видно клочья снизу. Как они крутятся (кстати, против часовой). Сильного подъёма уже нет, но «сопли» широкие. Нужно пофоткать. Достаю аппарат, снимаю первое кино. Пытаюсь снять второе, как фотоаппарат заявляет, что батарейки тю-тю. Чтоб ты сдох! Я ж потом на этих батарейках ещё полдня снимал. Правда, под облаком было градусов 12. А на грунте - не менее 25 в тени. Прячу незадачливую технику и решаю подойти к основанию облака как можно поближе. Все думают, что облако снизу имеет такой чёткий переход от видимого до невидимого. Чёрта с два! Подлетел я к «трубе пылесоса». Так потянуло вверх, что я не с первого раза смог ручку зажать. Наконец, удалось «выйти в упор». Варик перестал верещать (я не знал, что он так умеет!). Земли из виду не терял, но видимость ухудшалась. И вот я снова вижу землю безо всякой пелены и прибор не орёт, хотя ручку я отпустил. Уже дома я выяснил (благодаря ЖПСу), что этот манёвр растянулся по высоте примерно на 50 метров. А пока я выскочил из-под облака с целью посмотреть на него со стороны. Оценить, куда бы меня вынесло, не сопротивляйся бы я. Оценил: в центре облака активно формировались «бульки». Думаю, что метров 700 допнабора мне были бы обеспечены. Нет уж! Увольте! Полечу-ка я на север. Пока буду лететь, высоту потеряю, согреюсь немного. Но облако, к которому я полетел, оказалось сдыхающим. Рядом с ним я ничего не нашёл, а потому решил слетать к знакомой опушке. На опушке ничего путного не нашёл. Только нолики. Поболтался в них минуты три и решил заходить на посадку, т.к. начал чувствовать усталость. На высоте чуть более трёхсот метров натыкаюсь на нечто удобоваримое. По инерции начинаю крутить. Выиграл сто метров. Оценил снос. «Сопли»... с таким сносом... не интересно! Снова кручусь с подветренной стороны от старта. Пытаюсь разглядеть колдунчики. Наконец-то, сел, слава партии!
Думал, что больше летать не буду. С юга начала наползать пелена и кучёвка постепенно отползала на север. Но ближе к вечеру, видя, что пелена как бы остановилась, начали появляться маленькие облачка. При первой же оказии - упал в тележку, меня потянуло, приподняло метра на три, а потом... что-то слегка отдало в зубы и я почувствовал отсутствие тяги. Сергеев уже оторвался от земли, а я, успев вытащить ноги из подвески и перехватившись за стойки, начал готовиться к посадке, проклиная разрывное звено. Кстати, только что привязанное. Но, тут на сцену вышла спутка от винта МДП. Аппарат потянуло вправо и вниз. Мне только и оставалось, как перехватиться за правую стойку и достойно встретить землю. Результат - вынос левой стойки. Разрывное звено оказалось на месте. Как ему и положено быть. С кольцом. А вот замочек-то мой... слаб в захвате стал. Один из болтиков срезало напрочь. Вот и думай после этого, хорошо ли ЭТО, что я в конце воскресного дня решил «ещё разок»? А то бы в следующую субботу, например... в первой же затяжке... вот бы я радовался.

З.Ы. Забыл сказать. Сашка Пирогов, мотаясь к Олбину и оттуда к Коптям, имел высоты 700-800 метров. Опять «оптицкий обман здрения»! :-)

Карта Трек полета 09.07.06



Из жизни под облаками

Под облаком [1,61 MB]
Размер кадра 640х480, длительность 30 сек

Комментарий Мороза:
Наконец-то я смог реализовать свою мечту - подёргать облако за «бороду» :-) На приборе можно разобрать цифры 1526. До самой «бороды» осталось ещё метров 70.

09.07.06

Сергей Легкий:
Погода с самого утра радовала. Восток.
Примерно к 10 утра начали появляться дельтапланеристы. До этого парапланеристам было вобще раздолье.
Я направился к ангарам, По пути стрельнул ключ от ангара у проходящих с аппаратами и без. Вытащил УТ. Поздоровался с подошедшими и отправился к восточному старту. Отдельное спасибо Володе Марчуку. Помог донести УТ на восточный старт.
Ветер тем временем усилился. Со всей возможной скоростью и аккуратностью я собрал УТ, облачился и заявил инструкторам о своей готовности к полётам. :-) Сила и направление ветра позволяли аппарату класса УТ летать.
Попервой я просто прыгнул вниз. Почувствовал что при желании то можно парить. Это придало мне бодрости при подъеме аппарата наверх. Появился Паша, учлет с которым я делили УТ. Естественно он возжелал лететь. Ему я ответил - мол вот щя разок прыгну и твоя очередь. :-)
Разок растянулся на 4-5 минут уверенного парения. Думаю УТ, висящая заметно выше кромки, красноречиво показывала состояние погоды. :-)
Вы спросите КАК мне такое удалось? Всё банально и просто.
Во первых стоит выслушать, что говорит инструктор.
Во вторых - подумать головой.
В третьих - здоровое чувство страха, ибо потеря осторожности, потеря страха могут привести к печальному итогу.
В четвертых, сложить то что говорил инструктор с тем что ты знаеш и умееш, всё это замесить на чувстве страха и инстинкте самосохранения.
Итог получим весьма приятный. Глаза учлёта показывают размер гаечного ключа, которым необходимо зажать очко... Аппарат, сначала неуверенно и пугливо проходящий вдоль склона. С каждым проходом глаза учлёта показывают всё меньший и меньший размер ключа, а аппарат всё уверенней и уверенней держится в воздухе. :-)
Мне доводилось ранее парить на УТ. Память мне подсказывала, что подходить близко к склону плохо, а уходить далеко от склона - тоже плохо. В итоге я держался на рассоянии, по ощущениям выбираемом, когда я уверенно могу управлять аппаратом, расстояние на глаз - уже немного страшно, ещё чуток и будет страшно, однако могу уверенно повернуть от склона.
Ощущения самого полёта носили немного неприятный характер из-за того, что постоянно приходилось следить за своим положением в подвеске, подвеска пыталась меня привести в вертикальное положение, и - собственно характерная летняя «неоднородность» воздушного потока. Постояно приходилось прилагать усилия для приведения себя в горизонтальное положение и приведение УТ к нужному мне курсу. :-)
Постоянное напряжение изматывало. Я летал, на землю не хотел, осознавая что или устану и придётся завершать полет, или меня просадит и полёт придётся завершить.
Закончилось это тем что на очередном галсе я понял - что-то в погоде изменилось, я уже лечу не так высоко. Мои потуги шкрябать вдоль склона - авось снова вернусь на кромку или выше, показали мне что этот раунд я проигрываю вчистую. Зато высоты хватает комфортно выбрать себе место посадки. Уже после посадки ощутил насколько устал.
Да, полёты требуют хорошей физподготовки.
Последующие прыжки я уже не пытался парить. Погода изменилась. Мне на УТ удавалось сделать один галс, затем заходить на посадку. Появившиеся тучки заметно уменьшили термическую активность. Это позволяло более уверено отрабатывать технику пилотирования. :-)
Итог дня - мне есть чему радоватся, буду осваивать С-5. Хорошо потренировался, хорошо отдохнул, хорошо выгулял своё семейство. :-)


09.07.06

Володя Марчук:
Пол-Востока
Половина потому, что оставшиеся в Киеве инструктора КПИ дружно продинамили субботний Восток и приехали только в Воскресенье. На этом телодвижении (вернее его отсутствии) мы, надеюсь временно, потеряли из своих рядов Макса Ткаченко, который теперь летает с КМЗ на их мелком «студенте». Итак, за воскресенье: День осложнялся ожидавшимися телевизионщиками, но погода стояла такая, что о них думать практически не пришлось, оператор и ведущий мирно снимали Юлю на фоне дельтапланов и брали у нее интервью там же. Потом они снимали старты-посадки, потом уехали.
А все это время учлеты летали.
Погода:
Первая половина дня: Восточный ветер 2-3 м/с с порывами до 6-8 м/с, кучевая облачность, широкие мягкие потоки. Из-за термички ветер периодически устойчиво косил то с Юга, то с Севера.
Вторая половина дня: Восточный ветер 2-4 м/с, высотная дымка придавила термичность, к вечеру ветер развернулся до практически Южного и заштилел. Начал день наш «старый опытный учлет» Легкий. Серега 1 раз просто правильно слетел на УТ-шке вниз, попутно нагловато подпаривая, а со второго раза таки запарил по раздувшейся погоде. Надеюсь, мой вопль «Утюги парят» и висящая выше кромки УТ-шка объективно указали на качество погоды. Раздувшийся ветер сильно уменьшил поголовье парапентистов в воздухе, а то с утра из-за них было просто сложно стартовать, не то, что бы летать.
Мне очень понравился энтузиазм наших верхнелетающих учлетов Димы Пищелы и Макса Краснокутского. Они довольно правильно, как для первых разов ходили вдоль склона, неплохо поворачивали и ваще точно исполняли полетное задание. Естественно, летали они не в ту погоду, чтобы парить, но поддерживать их поддерживало. Я порекомендовал им вдвоем усиленно заняться восстановлением «Баклана», что бы к моменту, когда они вылетаются из УТ-шек им было на что переходить. Ну и подвески/шлемы/парашюты/приборы им тоже уже стоит начинать искать.
Неплохо полетал Саня Локоть на С-5.

Фотографии Максима Левина

Этюды в студенческих тонах:
Крылья, ноги, хвосты - стартовал Харриер.
Локоть-младший - долгий взгляд из-под крыла.

«Студенты», в лице пилотов Андрея Локтя и Артема Казачанского не очень-то проявляли энтузиазм летать. Сначала они по разу сгрузились вниз, понемногу подпаривая, потом вытащились и начали «отдыхать». Наблюдая всяческое отсутствие энтузиазма летать и наличие погоды я даже взял у Темы аппарат проверить его на предмет «чрезмерной дубовости». Подождал подхода жирного потока и прыгнул в него. Нормально рулится аппарат! Конечно, не как новенький дакроновый «Студент», но вполне адекватно, получше хорошего С-5.
Удалось набрать 10-20-30 м высоты в одном потоке, потом пошел в район кладбища, слил всю высоту в нисходняке до кромки, и дооолго заходил на посадку катаясь в множественных пузырях над полем. Еще Всю остальную парящую погоду КПИ-шные «Студенты» прощелкали, и тем приятнее было поздравлять Максима Ткаченко с его первым парением на КМЗ-овском 13-квадратном «Студенте».
Работавшая на камеру Юля красиво полетала на «комбате», правда погода уже немного подсдыхала, посему много высоты наша телезвезда не набрала, но тем лучше для съемок ;-)
После обеда погода значительно смягчилась, учлетам стало довольно скучно прыгать вниз, поэтому я загадал им крутить спирали.
Почти у всех это получалось «хорошо» и «очень хорошо», Макс Краснокутский успел даже во втором полете скрутить спираль на 450°, а не на 270°, как все по первому разу.
Напугала только Тоня, ее повороты с _прижатием_, а не с отдачей ручки вылились в такое сильное скольжение на крыло в спирали, что высоты ей хватило едва-едва отвернуть от склона, выровнять крен и тут же пришлось садиться перед собой. При этом, вторую половину разворота ручку она все же отдавала.
Паша Мазур целый день нудил о переводе его на свежевыцыганеный у КМЗ «Студент», но при этом на УТ-шке летать хуже, чем учлеты впервые летавшие с Востока. Пашу откровенно стремала болтающая погода, насколько смелым он был на земле, настолько скромным в воздухе. Пилотировал очень резко, часто не скоординировано и беспричинно пережимал ручку. Только к вечеру залетал более-менее адекватно. Очередной нестабильный день у Паши, есть еще над чем работать. Кстати, для перехода на «Студент» ему, как минимум, нужно обладать подвеской, пригодной для полетов на нем, а с этим пока у Паши проблемы.


02.07.06

Артем Казачанский:
Хроника одного полета (Вид с места КВС)
Лечу я значит. Никого не торогаю...
Ну это и естественно - трогать было некого, так как те 10 минут я единолично хозяйствовал в воздухе над Горой: вражие ЛА типа «параплан» даже не могли оторваться от земли, у союзных «дельтапланов» видимо были особые причины для того, чтобы оставаться на земле.
Итак, правила жанра соблюдены, теперь по порядку. Окончательно проснулся я на остановке возле ст.м. «Лыбидская». Ну не то чтоб проснулся, просто первый раз за утро глянул на часы и понял: сейчас только 8:30. Зачем было ехать так рано - не понятно, но раз приехал, то дальше путь один - в небо. Но для начала на Гору, взять аппарат, дотащить его до восточного старта, собрать, залезть наверх и... и может быть решиться лететь. Сказано - сделано.
...Гора. Старт. Восток. Ну может северо-восток... И ветер. Метров до семи в секунду. А также парапланерист, мирно дремлющий на старте, подложив под голову собственный купол. Ну и я. Да, еще Андрей Локоть был.
И вот мы вдвоем (парапланерист не в счет), оба такие модные, в подвесках, в шлемах, а Андрей даже с парашютом, облизываемся на этот Восток, а в головах крутиться указание сегодняшнего РП Аземова Романа Викторовича: «Без меня не лететь!». Ну еще бы... Куда мы без тебя? Да и сами мы очень хотим выслушать твое мнение о погоде, понаблюдать, как ты сосредоточенно принюхиваешься к ветру, как Чингачгук в поисках зверя, и потом говоришь: «Летите!»... или «не летите...» Так что мы стоим и терпеливо ждем, а в обсуждениях предстоящего летного дня и погоды в частности разбрасываемся такими словами, что на ум невольно приходят выражения РусДНа© из его «Полета в Керчь».
Но, не побоюсь написать с большой буквы, Судьба распорядилась иначе. На старте показался Бублик... Мдя, судя по его подвеске, аппарату, прибору и лицу, настроен он серьезно, ни кого ждать не собирается и вообще...
О своем полете Женя пусть сам пишет. И особенно красочно пусть опишет свою посадку курсом на юг при северо-восточном ветре... но мне, Чайнику (можно тоже с большой буквы?), стоящему на земле, что-то не понравилось то, что выписывал в воздухе его Stealth.
Потом на старт вышел Рома. Но не для того, чтобы выпустить нас. Он сам собрался лететь. И полетел. И я понял, что в ближайшее время лететь не хочу. Ветер усилился, и вообще судя по его полету, в воздухе не совсем уютно. Точнее, совсем не уютно. Но пока это только предположения...
А потом появился Макс и сказал: «Хочу лететь!» Ну хоть ты тресни ему, а он все равно хочет. Ну и хотел бы молча себе в тряпочку, так нет, он громко хочет. Даже на старте начал к Ромке (он только что поднялся на старт повторно) приставать: «Можно лететь, да можно лететь?» Да и Андрей куда-то запропастился, почуяв, что что-то здесь не так.
Ну, вобщем, Макс «добился таки своего», и Рома, гордо именуемый в тот день РП, объявил ему: «Можно! ... но сначала надо запустить разведчика»... И после этих слов с каким-то нездоровым блеском в глазах посмотрел на меня.
Ну что ж, как говорит старая русская пословица: назвался груздем - не прикидывайся шлангом. Меня тоже гордо навали РП* - Разведчик Погоды, и вывели на старт.
Я до сих пор не пойму, зачем им (Роме и Жене) понадобился я как РП*, если сами только летали... Может они зрелищ хотели? Так я бы станцевал... А если им скучно стало, то могли бы и в «Города» поиграть... Так нет: «Подавай им РП* и все тут». А на старт медленно сползались парапланеристы. Не знаю на что они надеялись... Может тоже жаждали хлеба и зрелищ? Или только второго...
«Ну ты помни, далеко влево не суйся. Бублик на Stealth-е еле вернулся, а тебя на «Студенте» просто прихлопнет», - обнадеживал Рома. «Получится подпарить - вперед. Нет - ну, значит нет. Главная задача - определить, можно ли выпускать Макса и Андрея», - ставил боевую задачу РП для РП*, пока выжидали момент для старта. «Вобщем, выбирай момент и кричи. Мы отпустим и ...» - «Бросай!!!»... Я только успел, прежде чем крикнуть, бросить взгляд на часы: 11:57.
Сам старт прошел вполне штатно. При таком ветре «Студент» сам стартует. Главное, ему не мешать.
Налево. Плавно. Еще плавнее. Да что ж такое ощущение, что что-то тут не так... Но что именно, пока не ясно. Взгляд уперся в склон. Двигаясь курсом на север, пытаюсь снестись немного на склон. Получается, но главное - не увлекаться. Еще возвращаться. Правый разворот. Что характерно, с подъемом. И вот уже курсом на юг, сносясь на склон - вперед. Мощный удар сзади и я в режиме «ракеты» при северо-восточном ветре понесся на-юг-на-склон. Практически без снижения. И самое главное - выше старта.
Так, выступ старта заканчивает. Впереди груша. Она хоть и ниже меня, но это не значит, что у нас нет никаких шансов встретиться в течение ближайших нескольких секунд. Левый разворот. Начинаю плавно. Аппарат не хочет после стремительного полета с попутным ветром поворачиваться против ветра. Еще бы! Скорость всем нравится!
Ладно, применим радикальные меры: небольшой пих ручки и «Студент» послушно развернулся на 180 градусов. Я на уровне старта.
Следующий десяток секунд полета звучал приблизительно так: «Ай! Ой! Упс-с! Блин! Та что ж это такое! Ой, мамочки, тут страшно-о-о неприятно!». Вобщем приблизительно так должен чувствовать себя бумажный кораблик в весеннем ручье с водоворотами. Промелькнула мысль: «Хочу на землю...».
Но что-то, или кто-то, сказал внутри: «Ты же пока не просыпался! Выпаривай!»
И тут такое началось... Слева от старта я набрал высоту, занимаясь тем, что «врезался в термики, (или что там было) и отскакивал от них» (слово «отскакивал» вставлено по просьбе слушателей, которым я все это излагал непосредственно после полета). Ощущения примерно следующие: лечу вперед (если это так называется), получаю некоторый удар под нос, нос аппарата естественно, лечу вверх (и прибора не надо, чтоб это понять), а потом хвостом назад вываливаюсь из всего этого. И вот однажды...
Однажды вывалился не хвостом назад... Дело происходило левее старта и значительно выше оного где-то на 4-й минуте полета. В один из «плюсов» смог втиснуться. Тут я вспомнил одно прописную истину: если в потоке развернуться, то это хорошо. Ну я и развернулся. Если бы у меня был компас, то курс в градусах выглядел бы так:
70 - полет нормальный
71 - меня прет (поднимает - прим. авт.), начали разворот, все нормально
100 - прикольно
110 - 120 - 130 - 140 ...180 - все идет по плану, чуть-чуть на склон (до сих пор не знаю, зачем я это делал на этой высоте, но факт есть факт), меня продолжало переть.
190 - 200 - 220 - все продолжает идти по плану. По крайней мере, очень хотелось бы в это верить.
230 - 231 - вывод... вывод... хватит... ХВАТИТ!!!
В этот момент что-то (в данном случае тот самый «плюс», в котором я разворачивался) поддало под поднятое левое крыло...
270 - подо мной почти старт. Руки дернулись на перекладку, но голова подсказала более «красивое» решение - докрутить разворот, чем закончит первую спираль за этот полет. Главное - вовремя выйти из разворота после первой же «спирали». Внизу раздавалось улюлюкание парапланеристов (дождались зрелища). До сих пор жалею, что не посмотрел под себя на старт: интересно, что там творилось?
Итак, первая спираль выполнена. Волнения улеглись. Над стартом по различным оценкам (прибора не было) до полсотни.
Учлеты на земле потом говорили что максимум я набирал - до 150. Но если эту цифру умножить на коэффициент ГЧК («глаза Чайника квадратные») и учесть мнение опытных пилотов, находившихся тогда на старте, то мы получаем именно названную мной ранее цифру. А максимальная цифра за этот полет плавно приближается (а может и переваливает) к гордым «100».
Судя по всему, прямо сейчас, я вниз... хочу, но не совсем успешно, а потому я улегся в подвеске. Поудобнее улегся. Кстати, опять вспомнил повествование Димы Русова «Полет в Керчь». Конкретно о том, как правильно вытягиваться в подвеске. Правда, у меня не «Вайпер», да и «Студент» вряд ли похож на «Combat» даже ночью в темной комнате, с завязанными глазами и на ощупь. Но, тем не менее, стало несколько комфортнее, и главное, РусДН прав: «Студент», и я под ним, все равно красивее, чем стоящие сейчас на старте парапланеристы.
Дальше не было почти ничего нового. Я продолжал хотеть на землю. Закрутил еще пару спиралей. Слетал к ступенькам, и потом долго и самозабвенно пробивался к болоту, где... Кстати о болоте за деревьями.
На то зеленое пятно за деревьями я смотрел только с Горы. Даже пешком туда не ходил. Потому, как только я понял, что есть возможность заглянуть за заветную лесополосу, я сразу это и сделал. Ну, или попытался сделать.
Только я пересек линию деревьев и оглянулся на старт, а слегка прибалдел: во-первых, от открывшего вида, во-вторых от наличия некоторого количества метров подо мной, которое позволяло смотреть на все с высока, и в-третьих, я увидел то, о чем так много слышал от «старых опытных пилотов». На поверхности камышей то там, то тут появлялись «живые» белые пятна, которые были ни чем иным, как обозначением термика!!! И я естественно устремился (как сказано - УС-ТРЕ-МИЛ-СЯ!!!) туда, где, по моему мнению, они должны выходить, достигнув моей высоты. Ну, короче, почувствовал себя пилотом.
Да, еще я прибалдел от собственных рассуждений. Только что хотел на землю, а теперь полез термики искать!!! Пилот нашелся.
Как ни странно, но, судя по тому, что было дальше, я их таки нашел. Двигаясь курсом на юг (напомню, я за лесополосой в это время «типа летел»), и при этом хвостом и правой консолью к Горе, аппарат качнуло раз. Второй. Повернуло мордой к склону (благо высота была), и... запихнуло в «минуса» (что я только что про высоту говорил?); я полетел по дуге, закрученной вправо, при этом меня практически не хватало, что бы полноценно этому сопротивляться. И хотя я управлял аппаратом (надеюсь на это), я занервничал.
Каким большим кажется расстояние от Горы к этой лесопосадке, и каким маленьким оно стало на обратном пути. Я даже мявкнуть не успел (можно подумать, что- то бы изменилось, если бы я мявкнул), как оказался над дорогой, которая идет вдоль Горы. Таким образом я оказался курсом запад-юго-запад. Пора отворачивать, или... старым(!) проверенным мной несколько минут назад методом, я докрутил спираль.
Когда на выводе мне еще раз поддало под поднятое крыло и пинком ветра в хвост вогнало во второй виток, стало не по себе. Впервые за 4 года стало ОЧЕНЬ СТРАШНО! Подо мной та площадка, на которой при старте раскладываются парапланеристы, мой курс - северо-запад, крен (по моим оценкам) до 50 градусов, так как старт я видел на конце своего «лопушка». Я заканчивал второй виток с некоторой потерей высоты. Благо, до сих пор (сам не знаю, откуда), оставался запас скорости, и я в допихнул ручку достаточно далеко так, что аппарат докрутился почти на месте. Правда, потом пришлось ОЧЕНЬ сильно упереться, чтоб остановить вращение с курсом на восток.
Ура! Мы, т.е. я и «Студент», летим прямолинейно (хотя все в мире относительно), причем нужным мне курсом. В развороте я уже присмотрел поля на запад от Горы и прикинул, сколько у меня шансов совершить там посадку и при этом не убиться. В том, что высоты хватит, чтоб дотянуть туда, я не сомневался, но... вспоминая рассказы «старых опытных пилотов» о призраке Ротора от Горы, которого хлебом не корми, дельтаплан пожестче об землю шмякнуть, и о том, чем вообще подобный эксперимент может закончиться, мне ужасно перехотелось на землю. По крайней мере, на западные поля, так это точно...
...но нос моего аппарата гордо смотрел на восток. Круты воздушные волны разбивались о форштевень... Не хватало только пенных гребней волн. Я снова вспомнил о своем желании и окончательно убедился в нем: хочу на землю, дрова не предлагать. Да и руки уже устали. И нервы.
Передо мной встала новая проблема. Степень термической активности (хоть одно умное слово вставлю) была над самим полем такая, что я мог лететь туда, куда хочу, только в лежке и с ручкой в районе солнечного сплетения. По-другому я не мог управлять аппаратом. Но об этом потом.
Вспомнил новый термин - «травить высоту». Ага, умный нашелся. Вероятность того, что при откренивании аппарата «поддаст»(3) под поднятое крыло была столь велика, что равнялась почти 100%. А если учесть «закон Подлости», то и откренивать специально не надо. Потому я решил действовать «дубово просто» и при этом максимально надежно. Ну я так думал тогда...
К «ступенькам» я прорвался на высоте не намного ниже старта. И взяв курс от «капусты» (бывшей) параллельно свежевыстроенной ЛЭП (как классно она блестит на солнце!!! Ряды ярко светящихся проводов так и выделяются на всем фоне!!! - вот с такими мыслями я заходил на посадку), полетел прямо.
Есть участок лесополосы, где она параллельна асфальтовой дороге. Вот в эти «ворота» я, наивный, и «намылился». О том, что деревья тоже создают ротор, я знал и даже вспомнил. Поздно вспомнил. К тому же замечательная способность «Студента» поворачивать нос против ветра сыграла весьма дурную шутку: при северо-восточном ветре аппарат флюгировал на уже упомянутые деревья.

Метрах на 10-12 я попытался перейти в стойку, удерживая дельтаплан параллельно дороге... Не тут то было. Высунув ноги из подвески и взявшись за стойки, я почти не мог парировать все возмущающие воздействия атмосферы (второй раз ругнулся; можно?). Пришлось лечь обратно и приготовится к возвращению на твердь земную...
...Трава на месте посадки была выше, чем топик на мачте, и я ОЧЕНЬ мягко туда погрузился... Я был на земле, и был рад этому. На часах было 12:07.

Мораль сей басни такова. И даже не одна.
Первое. И самое главное. В то время как ни один параплан, даже с парапалнеристом-инструтором на борту, не решался подняться в воздух, учебный дельтаплан «Студент» со мной на борту рассекал просторы Пятого океана. Летайте дельтапланами!!! (глупо звучит на дельтапланерном сайте).
Второе. И самое очевидное, выработанное за все годы полетов, и подтвержденное очередной раз мной для себя: лучше быть на земле и хотеть в небо, чем хотеть на землю, будучи в небе.

Следующая страница     Back to reality     Предыдущая страница