декабрь :: ноябрь :: октябрь :: сентябрь :: август :: июль :: апрель :: март :: февраль :: январь
2007 Back to reality         Форум

25.02.2007

Снято цветными карандашами


17.02.2007

Дима Соловьёв:
Мороз и солнце - день чудесный...
Сегодня есть все шансы прыгнуть на Сталкере с востока. До этого только два раза сгрузился на западе – по разу со ступеньки и сверху. Ознакомительные прыжки, не больше. Однако чувство чего-то большого и непознанного закралось в сознание и сердце уже тогда. Ладно, сегодня мы вместе попробуем сходить ТУДА. Теперь мы в одной связке... После длительных страданий с корневой латой Сталкер собран. Непросто было забираться наверх, разленился я за зиму. А дует сильнее, чем я ожидал... Давно не парил на востоке. А может, не просто прыгну, а удастся хоть немного продержаться в воздухе? От этой надежды начинает сосать под ложечкой.
Старт спокойный, косит с севера, куда я и поворачиваю. Надо прижаться. Так, как мы тут управляемся? Воздух турбулентный, побрасывает. По этой причине, и ещё больше по привычке пилотирования Спорта-5, ручка на уровне шеи. Летим быстро, чувствуется скорость. Несколько энергичных движений ручкой по кренам влево и вправо... Чувство такое, будто балансируешь на шаре... Через несколько мгновений борю страх и неуверенность, чуть отпускаю спидбар, теперь он находится непривычно далеко впереди, перед лицом. Если отпускать дальше, шум ветра в ушах быстро стихает, так тоже не пойдёт, скорость, держать скорость... Немножко выдувает, жмусь к склону, иду курсом на север. Вот сейчас будет подветренный склончик, и можно будет поворачивать. Отклоняюсь и даю ручку, должен быстро повернуть, есть запас скорости. Должен быстро, но не на столько же! Разворот практически на месте. Во всяком случае, после Спорта-5 это выглядит именно так.
В один из галсов лечу курсом на юг, под небольшим углом в сторону склона. Немного ставит на склон. Можно ещё прижаться, рано отворачивать - почувствовав управляемость аппарата, я начинаю понемногу борзеть. Чуть правее старта отклоняюсь с выдачей, и в нескольких метрах над землёй отворачиваю на север. После нескольких галсов и минут пяти парения иду на посадку. Выдаю чуть рано, и примерно с метра парашютирую, клюю носом. Великая радость наполняет сердце... Чувствуешь себя самым счастливым человеком на земле. Через минуту руки пронзает дикая боль - такова расплата за глупость – нечего в мороз летать в перчатках без пальцев. Уставший, вытаскиваю аппарат под грушу.
Уже вечереет, если прыгнуть ещё раз - то скорее, а то начнёт темнеть. Ветер подстих и довернул до юго-востока. Отворот направо, разворот над Сталинградом начинаю на большой скорости, по словам Олега со скольжением. Дача ручки, угловая скорость быстро нарастает, так недолго и на 270 градусов развернуться и въехать в склон. Начинаю выводить аппарат из крена, но насколько быстро он в него вошёл, настолько быстро и вышел. В итоге я лечу параллельно склону, ничуть на него не наехав. Погода ослабла, и после слишком уж длинного галса на север я просыпаюсь и иду на посадку. В этот раз с пробежкой. Чувствуется, что аппарат имеет много возможностей, осталось только научиться его пилотировать. Ну и вообще – летать :). День однозначно результативный, хоть немного почувствовал новый аппарат. Теперь мы работаем вместе. Может в следующий раз раздобудем ништяк покрупнее?


17.02.2007

Фотодокумент

Паша Мазур в деревах.
Фотографии Оли Храмовой.


10.02.2007

Гриша Егошин:
Следующая ступенька
Отчет об облете

Недавно пришлось несколько раз слететь с восточного склона на новом для меня крыле Combat L. Какие впечатления от аппарата? Полеты были слишком короткими, чтобы можно было понять особенности дельтаплана. Как летит? Отлично летит! Лучше всего того, на чем я летал до этого. Быстрее, чем Stealth (в дальнейшем S).
Управление по кренам – инерционнее, чем у S-а. Это наиболее точное определение – усилия по кренам небольшие, но накренение происходит медленнее. Все это с отпущенным полиспастом.
Ручка, при полете, находится на уровне груди, а не перед лицом, как на S-е. Такое ее положение, как мне кажется, удобнее для управления, и зажимать ее далеко нет необходимости – скоростной диапазон у Combat-а больше.
Посадка – одно наслаждение (кто летал на S-е – меня поймут), но имеет свои особенности. Выдерживать крыло на посадочной глиссаде нужно до почти полной потери скорости – малейший ее избыток при энергичной выдаче приводит к взмыванию. Так и случилось у меня в тот день в крайнем полете: посадка с креном, ранняя выдача, взмывание, скольжение на правое крыло, плюх на колени. Результат – небольшая вмятинка в правой стойке (мягкие, блин, и дорогие...).
Еще на что успел обратить внимание – крыло довольное «скользкое». При малейшей недовыдаче в повороте – скользит вовнутрь и довольно энергично. И еще – крыло легко раскачать, опять же, из-за его инерционности – что будет сильно мешать при буксировке (...Я тАк дУмаю!..).

Сборка/разборка

Излишняя самоуверенность к добру не приводит. Мне повезло – перед первым полетом на Combat-е на старте оказалась Юлька. Объясняю.
Я уже собирался лететь, как подходит Юлька и говорит: «А твой аппарат осмотрели, как ты его собрал?..»
Аппарат собирал я сам, без чьего-либо осмотра со стороны летающих на таком крыле людей. Инструкцию по сборке не читал. Да и зачем? – ну просто насмотрелся я уже как их собирают/разбирают – правда лично в этом не участвовал. А надо бы…
Особенности сборки крыла есть. Теперь-то уже точно знаю. А тогда – нет. Не знал, что латы нужно вставлять при отпущенной поперечине. Вроде это и так очевидно, но кто-то когда-то мне говорил, что можно и при взведенной поперечине. Не знал, что хитрые- ломанные-упорные латы нужно «выпрямлять» от себя во внутрь крыла. Иначе, при их вынимании могут разогнуться крючки, на которые они опираются. Не знал (и даже не подозревал) о существовании чудо-качалки-подцепа. И что самое важное – оказывается, каждый раз при сборке, ее-его нужно разворачивать на 90 градусов к килевой. Именно это и обнаружила Юлька, когда осматривала аппарат.
Не знаю, как бы я слетел с таким «недосмотром». Да и не хочу знать (думаю, что приятного было бы мало). На всякий случай скажу ей: «Спасибо :-), с меня пиво».
А тогда: «…Аппарат осмотрен, дано «добро». Цепляюсь. Ветер косит с севера, но тут начинает подворачивать к востоку. Пора – выхожу на старт. Юлька говорит, что дует «в лоб». Ну, раз «в лоб», то я пошел… Бегу, бегу, еще раз бегу – разгоняется как-то долго. Все, нормально, отрыв…»

Фотодокумент

P.S. Надеюсь, Вы, будущие комбатоводы (Combatovody), мои ошибки повторять не будете. Лучше о них почитать в журнале и запомнить такие фразы, как: «Не забуду подцепиться» Женя Б., «Не забуду повернуть качалку на 90 градусов» Гриша Е. и т.п.
Егошин Г.
20.02.2007


04.02.2007

Podoroges O'Blakami:
Один день из...
Когда я приехал на гору, уже были собраны четыре УТ-шки и «Таргетка». Дул ССЗ ветер, но я знал что по прогнозу к вечеру он будет доворачивать на запад.
Пока что ветер идеально подходил для пробежек, дул практически вдоль горы, и первую половину дня я провел в качестве инструктора, занимаясь с «бегающими» учлетами.
Во время пробежек удалось познакомится с редким гостем из Шотландии SergeyKa, который поделился полезными технологиями обучения, о которых я расскажу позже.
После обеда, передав учлетов под крылышко Люды, я решил испробовать себя в роли пилота. Отобрав у Харриера и Тони «Студент», я потащил его наверх, где север уже стихал и доворачивал на запад.
Пока я медленно вползал по ледяному склону в скользящих ботинках, из тучи пошел снег и явственно задуло в хвост.
Марчук повел меня на восточный старт, и хотя там тоже дуло явно «не то», я решил лететь.
Разбежался плохо, провалился вниз метров на тридцать, набрал скорость. По привычке бросил руки и поболтал ими, проверяя центровку. Повисел так пару секунд, наслаждаясь чувством свободного полета. Отлетел от горы, полетел на юг, развернулся и сел напротив тропинки. Отстегнулся, посмотрел наверх. УТ-шку уносили на северо-запад, мой старт явно показал, что на востоке делать нечего. Таким образом, я оказался единственным, полетевшим с востока при северо-западном ветре.

Фотодокумент

(Таня дома прокомментировала: «И здесь нашел способ выпендриться»).
Вернулся на запад, наблюдал за полетами учлетов. Девушки летали явно лучше парней. Полеты Тони, Жени и Оли были образцово-показательными, тогда как учлеты мужского пола собрали богатый урожай из двух погнутых стоек, двух сломанных, и одной сломанной консоли.
Домой возврашался с Матвеичами, на Гошиной машине.


04.02.2007

Тоня Казанцева:
«Таргетка по тебе плачет» – сказал сентябрьский голос Марчука. И вот наконец-то, 4 февраля, мы с Таргеткой оказались в воздухе…
Очень неприятная неопределенность длилась уже почти полгода. Вроде как уже сдала «Призрак», уже научилась собирать и разбирать Таргетку, бегать с нею на плечах, но то погода, то дела не давали летать.
Еще в Крыму, когда мне Рома сказал, что пора меня на студент переводить, меня охватил радостный ужас. Ведь ут-шка, мой родной «Призрак» – такой близкий, понятный, он не подведет. Даже если, что не так, чувствуется, – он все выдержит, примет на себя удар, защитит, а студент со своими длинными стойками – он же такой нежный и хрупкий, словно игрушечный; как найти с ним общий язык?
Поначалу и правда, не получалась. Когда я впервые взяла его на плечи, – он оказался жутко неудобным, трапеция казалась очень широкой, он никак не хотел удобно лечь. Не то, что ут-шка – она была словно создана для моих плеч, идеально лежа на выемках в плечах, она словно становилась частью меня… Но, через несколько дней тренировок студент изменился. Его трапеция сузилась, стойки очень удобно ложились на плечи, он оказался легким и понятливым. Первые мгновенья при разбеге его приходилось сильно удерживать, но через пару шагов он уже набирал скорость и нес себя сам. Я привыкала к нему. Даже ут-шка казалась уже не такой удобной…
Но так, месяц за месяцем мое знакомство со студентом проходило в бегах :-\. Раз, осенью я уже стояла с ним на восточной ступеньке, уже выслушала Людин инструктаж, но ветер подул в хвост и мой полет так и не осуществился.
На это февральское утро обещали восток, дальше север, северо-запад. В наивной надежде застать долгожданный восток, мы с Юркой таки сумели заставить друг друга встать рано и поехать на гору на 9-часовой маршрутке.
Прибыли на гору одни, никого еще не было, наверху, правда, были парапланеристы, которые несколько раз спрыгнули с запада. Дул север с небольшой примесью запада. До прихода основной 10-часовой толпы, Таргетка уже была собрана, и мы отправились бегать… Я давно уже свыклась с мыслью, что мой полет на студенте – далекое будущее, на пути у которого постоянно встают преграды. Так что, сегодняшний север меня не удивил. Не полетаю – хоть побегаю. Каждый раз, после перерывов, я бегала со студентом до того, пока руки не начинали дрожать от напряжения. А север все дул и дул, хоть и не сильный. Юрка слетел с запада, потом задуло чуть-чуть с востока, и оттуда слетел Паша Кренц, Игорь спустил ут-шку с северо-запада, а я все не летала :-(. Так дело шло к вечеру, мы с Юркой уже шли разбираться, когда Люда с Юлей скомандовали тащить студент на тропинку. Мы-то, конечно, побежали за ним, но мне все равно еще не верилось, что этот полет реален.
Тропинка… Сколько приятных чувств и воспоминаний связано с ней. Первая радость полета, первые падения, первый крохотный опыт. А ведь я отсюда не летала уже года полтора, не меньше. И все равно здесь все такое знакомое, спокойное, такое родное…
Когда я, подцепленная под Таргетку, на тропинке ожидала Людиного инструктажа, все еще казалось, что сейчас задует в хвост или еще какая-то причина найдется, чтоб отменить полет.
Но прослушала инструктаж, держа студент на плечах – а все было без изменений. Никакого страха, лишь удивление, – неужели свершиться, и сосредоточенность, поглотившая меня, заполнили пространство. Больше всего я боялась посадки, меня так ею пугали, все твердили «это не ут-шка», «очень хорошо выдержать перед посадкой», «очень энергичная выдача», да ещё добавляло волнение мое еще не совсем выветренное представление о студенте как о безумно нежном аппарате.
Разбег выдался намного легче, чем на ровной поверхности, каждый шаг, до последнего маха ногами в воздухе, запечатлелся в памяти. А вот следующие мгновенья при отрыве, словно канули в бездну. Будто бы, оказываясь в воздухе, попадаешь в другой мир, а этот переход между мирами не воспринимается сознанием.
В фоне, прислушиваясь к своим ощущениям по скорости и по кренам, промелькнуло радостное осознание, что я наконец-то лечу на Таргетке.
Дальше все внимание перешло к посадке, – вспомнились все напутствия. Я прибрала ручку, выдерживая аппарат, попробовала слегка приотдать, и почувствовав, что студент уже не норовит никуда взмыть, со всех сил пихнула ручку. Таргетка послушно остановилась, нежно опустив меня на ноги. Вот и свершился этот неимоверно долгожданный первый полет на Студенте.
Отцепившись, я заметила, как далеко я залетела – на ут-шке никогда сюда с тропинки не долетала. Людка, показав мне кулак с торчащим большим пальцем, велела идти на ступеньку…
На ступеньке, где Марчук выпускал Диму Курча, дул слабый северо-северо-запад. Вова не видел моего полета с тропинки, и не очень одобрял идею совершать первые полеты на студенте в таких погодных условиях: «Если в себе уверена – лети, а нет – лучше не надо». Я не чувствовала никаких неприятных ощущений, боковик был совсем слабый – почему бы и нет?
Я решила попробовать, как Таргетка будет стоять на плечах и по своим ощущениям уже делать выводы – лететь или нет. Студент вел себя очень спокойно, не норовил ни угол задрать, ни накрениться. Марчук молчал, Юрка тоже, а я так и стояла с аппаратом на плечах в растерянности – вроде как полету ничего не мешает, да и Юлька с Людой меня сюда направили, но тут инструктор Вова, а он не очень-то одобряет эту затею. Но вот то ли Юрка, то ли Вова сказал «можно», и я побежала. Пожалуй, растерянность отбирала часть внимания, потому разбег получился недостаточно энергичным и, оторвавшись на Вовин возглас «Скорость», я, прибрав ручку, услышала, как изменился шум ветра, – он стал таким отчетливым и громким, о, как давно я не слышала этот самый приятный для уха звук…
Учитывая то, что дует все-таки север, я ожидала возникновения крена, но, на мое удивление, Таргетка летела ровно, без всякой тенденции к сбиванию с заданного курса. Чувствовалось полное спокойствие в этом плотном зимнем воздухе. Можно было расслабиться и наслаждаться полетом, пусть и недолгим. Я прислушивалась к своим ощущениям, пытаясь сравнивать их с ощущениями, возникавшими в полете со ступеньки на ут-шке. Однозначно, студент летит быстрее, и, пожалуй, не так быстро снижается. Земля приближалась, но на посадку уже не уходило столько внимания, сколько на тропинке. Таргетка снова нежно и аккуратно опустила меня на ноги, и я вновь заметила, что долетела дальше, чем это бывало на «Призраке». Здорово, только тащить больше :-).
Перед следующим полетом растерянность больше не отнимала мое внимание, потому все силы я отдала на разбег и оторвалась от земли значительно лучше, снова канув в спокойное плотное пространство. И в очередной раз, доверившись Таргетке, которая плыла по воздуху ровно и уверенно, я поняла, что студент не такой уж и хрупкий аппарат, как мне казалось когда-то!
Вновь, достаточно плавно опустившись на землю, я с Юркой принялась разбирать, с благодарностью, свой новый аппарат, а над землей по-прежнему ощущалось еле уловимое дыхание северного ветра перемен.


04.02.2007

Женя Устинова:
Женькин превый полет
Всем привет, вот и я тоже попала на тортик ;-). Наконец-то!!!! Первый полетик произошел в позапрошлое воскресенье. Честно, в тот день я летать не собиралась, думала как всегда: приду, побегаю, померзну, воздухом подышу и все такое. Но - как говорится - «не так сталося як гадалося» - ну и чудесно :-). Думала, что будет страшно, а оказалось совсем наоборот - даже приятно ;-). Выпускала Люда, ей за это, и не только - большущее спасибище! Хотела ли я летать с детства, грезила ли небом? Неа - не грезила, мне даже в голову не могло прийти, что буду таким заниматься. Я вообще-то люблю всякие спорты экстремальные, там на великие попрыгать на роликах на борде, но чтоб летать, - об этом я как-то не задумывалась. Видела, как летают люди в Коктебеле, но тоже, тогда не потянуло меня в небо, а тут вот абсолютно случайно заехала в Ходосовку с Димкой за компанию, а потом втянулась :-), чему очень рада. Ведь это действительно просто непередаваемо суперздорово!!! Сейчас и представить сложно воскресенья без Ходосовки :-). В общем, всем большое спасибо, буду стараться продвигаться все выше и выше :-).

12.02.07


Следующая страница     Back to reality     Предыдущая страница