Перед вами - электронная версия знаменитого журнала хронометража клуба «Альтаир».
Кому-то, чье имя история не сохранила, пришла в голову мысль дополнять плановые таблицы «мемуарами»,
которые с удовольствием читали не только в нашем клубе.
Некоторые из тех записей опубликованы в Старом журнале, остальные будут опубликованы со временем,
а здесь вы можете прочесть, что пишут нынешние пилоты клуба о нынешних полетах.
Как написать в Журнал
Тексты в Журнале выкладывает вебмастер. Присылайте ваши рассказки на указанный ниже адрес или в личку на форуме.
Артём Овсиенко: Первый старт сверху
Это было мое десятое занятие с мая месяца, не считая первых двух около восьми лет назад. В тот день в большей степени дул западно-юго-западный ветер и соответственно занятия были на западном склоне. Так как среди нас были учлёты разного уровня (начиная от тропинки заканчивая сверху летающими). Для занятий взяли «Призрак» и «Б-52». С инструкторов был Вова, и немного позже после сборки аппаратов на помощь Володе присоединился Леша.
Володя занимался с Наташей и Женей на тропинке, и Костей с верхнего старта, ну а мне повезло, я был единственный летающий со ступеньки и меня одного инструктировал Леша =)
Занятия начали с теории, Лёша поспрашивал меня, узнал о моих навыках, потренировали самостраховку и после приступили уже к полётам.
Летал я на «Б-52», до этого на нём летал только на одном из первых занятий, тогда мы с ним не очень подружились. Тогда я посчитал что либо с аппаратом что-то не так, либо я плохой танцор, но сделав первый полёт со ступеньки стало ясно, что всё-таки не в аппарате тогда было дело, а во мне как в плохом танцоре=) и мы с ним всё-таки подружились.
На ступеньке я выполнил четыре полёта, и подняв аппарат снова на ступеньку для выполнения пятого - я услышал от Леши: «Подымай на верх!» - немного запинаясь, я ответил: «Сейчас, только минутку отдохну…» - и сразу даже не понял что это касается меня, почему то подумал что лететь будет Костя, так как в тот день я даже и не предполагал о стартах сверху, но спустя несколько секунд после ответа Леше понял, что лететь буду я…
До этого, летая сам и наблюдая за полётами других, у меня признаться честно появился небольшой страх к полётам сверху, а именно что поток может прибить к слону или я поверну к склону и не смогу отрулить от него. Сознательно я, конечно, понимал, что это в большей степени надуманно мной хоть и вполне вероятно, но тем не менее я не рвался побыстрее начать летать сверху, и решил пока инструктора не подымут, заниматься на ступеньке и по максимуму наработать моторику управления.
Минутку отдохнув, я поднял аппарат на верх, а отдышавшись после подъема, меня и вовсе осенило! Я быстро проанализировал предыдущие полёты, и подметил что ступеньки то мне уже и не хватает, и повороты хочется делать более крутые, да и аппарат контролирую и свои действия тоже, если не на отлично, то на хорошо это точно. Да и в конце концов инструктору со стороны виднее! =)
Выполнив предполётную подготовку, выхожу на старт. Инструктаж от Леши, повторяю, как принял полётный план. Задача, следующая: старт, отлёт от склона, поворот направо около 45 градусов, продолжаю по курсу, не долетая к дороге поворот параллельно склону (135 градусов налево), продолжаю по курсу, переход в вертикаль, посадка.
Ветер дул западно-юго-западный периодически переходя в западный, по моим ощущениям силой около 4-6 м/с на старте. Решили подождать более ровный ветер. А тем временем у меня, наступило полное спокойствие… Все сомнения как ветром сдуло! Немного удивлённый я понял, что этот тот самый день и тот самый момент для первого старта сверху.
Ветер подровнялся… Подымаю аппарат, ровняю крен. Инструктор дает добро. Короткий разбег, отрыв и переход в горизонталь. Немного отлетев - даю правый крен. Слабо! Ещё сильнее смещаюсь вправо по трапеции, не забываю про ноги. Уже лучше! Поворачиваю! Ровняю крен, готовлюсь к левому повороту, в этот раз уже энергичней смещаюсь влево, аппарат послушно поворачивает, чувствую полный контроль над аппаратом, и незабываемые ощущения полёта. Вот уже и земля ближе, перехожу в вертикаль, посадка, и невероятный всплеск эмоций как у ребёнка с легкой и приятной дрожью по телу =)
Немного успокоившись, сделал беглый анализ полёта, и подметил что пролетел немного меньше, чем рассчитывал перед стартом, как стало известно позже – из-за того, что пережимал трапецию. В следующих трёх полётах, задание было, как и в первом, работал над ошибками, которые подмечали Володя с Лешей. На третьем полёте правый поворот сделал около 60-70 градусов почти параллельно к склону, но не специально, а потому что начал энергичный поворот, который тем не менее контролировал, в процессе поворота около 20-30 градусов уже понимал, что будет больше 45 градусов и без суеты, плавно начал ровнять крен, а после сделал левый поворот параллельно к склону на 150-160 градусов соответственно. Четвёртый полёт выполнил максимально по плану, ещё лучше контролировал полёт, со слов инструкторов было уже лучше, правда ручку жать хоть и стал меньше, но тем не менее не полностью.
Верхний старт – позволил мне сделать большой шаг в обучении, я преодолел психологический барьер верхнего старта, больше понял свои возможности, начал делать увереннее повороты, намного лучше прочувствовал аппарат, и начал ещё лучше его контролировать. Хочу поблагодарить всех инструкторов, которые со мной занимались и продолжают заниматься, помогли мне сделать первые шаги к полётам и в такой замечательный вид увлечения, подарили эти незабываемые ощущения полёта, и исполнили мою мечту детства. Всех тех, кто так или иначе принял участие в моем обучении, а также Виктора Елдинова за фотографии полетов с того дня =)
Подводку начну с воды на тему того, что нет смысла мусолить предыдущие нелепые попытки полёта, когда за мою целостность Володя больше боялся, чем я сама. Впрочем, падать весело.
В третий раз из двух наихудших, когда меня уже подвели к «пропасти» и сказали бежать.
я чувствовала себя неуверенно, признаю, всё-таки страх лечится не за один день. Первый шаг дался нелёгко: снова падать не хотелось. Но, как говорится, доводи начатое до конца, вследствие чего разгон пошёл на втором и последующих шагах. Болтать ножками в воздухе развлечение не из самых лучших, но к подобному выводу я пришла уже после мысли о том, а нет ли кренов? Вроде было ровно, а вроде гироскоп может давать сбои. В любом случае, если держусь в воздухе и держу курс четко в землю, значит всё правильно. После сей мысли настал момент выдачи.
Внутренний голос сказал выдавать (прости, Володя, тебя не было слышно). Руки ушли вперёд и вверх как положено. Аппарат летит как прежде, пока в моём сознании всё перевернулось с ног на голову: отрицание вопрошание, советы чутья, а также уверование в Господа помогли мне сесть мягко. Хотя из-за потери уверенности показалось что немного вытянуть ноги вперёд для приземления покажется крутой идеей. Что, в принципе, оправдалось.
Далее следует посадка и возвращение в реальность и уже непонятный ор, который вероятно являлся отчаянным криком Володи «Отда-ай!!»
P.S. не умею писать в официально-деловом стиле.
23.05.2021
Володя Марчук:
А я в день дельтапланеризма занимался с учлётами на "Тропинке".
Вынесли на этот склон недавно отремонтированный "Призрак" (правая консоль у него чинена). Погода была "среднеучебная": фоновый ветер вроде ровный и не сильный, но всё чаще передавливался разгорающейся термичкой.
Сначала учлётов было трое: Иван Лось, Юра Зеленский, Артём Овсиенко. Позже к ним присоединился Руслан Лазаренко. Кроме Артёма у всех было уже третье занятие, бегали все отлично, просто им погоды летать ещё не случалось. У Артёма это было второе занятие.
Страховка оказалась у всех, поехали бегать по наклону. Дальше, только по памяти, пока не поделитесь роликами.
Юра: быстро разбегался до "очень хорошо", хотя поначалу и мог пережать аппарат в начале разбега и не догнать его в середине. Или отлично добежать до конца наклона и пытаться продолжить по ровному. Потом привык стартовать с правильно положительным углом, выдавать вовремя и всё прошло. Пару раз на "предотрывном" режиме пугался и выдачей трапеции тормозил, зависал на высоте 1,5-2 метра и приземлялся. Потом перестал пугаться.
Иван: бежал в соответствии с фамилией и песней (кстати, вот она). Тоже пережимал, но если и не обгонял потом дельтаплан, то точно не отставал. Потом привык стартовать с нормально положительным углом и стал бегать на "отлично". Тоже пару раз на "предотрывном" или фактически "полётном" режиме пугался и выдачей трапеции тормозил, зависал на высоте 1,5-2 метра и приземлялся. Потом перестал пугаться.
Руслан: угол выдерживал правильный, не задирал, не пережимал, но бежал явно медленнее, чем дельтаплан стремился лететь. Из-за чего постоянно боролся с обгоняющим его крылом. Постепенно привыкал регулировать скорость крыла ручкой и бегать немного быстрее. Часто не выдавал на перегибе в ровное, из-за чего этап "посадка" не удавался. но постепенно разбегивался.
Артём: начали с небольших пробежек по самому низу наклона. Поначалу передирал нос, постепенно начал удерживать правильный тангаж.
В соответствии с успехами я поднимал ребят повыше постепенно. Только Руслан раза три, выпрашивал у меня поднять на уровень повыше в то время. когда у него предыдущий только раз получился на "4" или "4+".
Но погода была терпимая, выжидали ровного лобового или штиля и бегали.
К обеду Юра и Иван стабильно бегали по склону на "4+" или "5", Руслан шёл на ступеньку ниже, Артём снизу подтягивался к Руслану и, НЯП, таки догнал его.
Перед обедом я "облетел" "Призрак" с верха "Тропинки". Погода была мягкой, позволила даже бросить руки на пару секунд, а аппарат летел ровно. Потом как-то энергично вильнул влево, но я отнёс это на боковой порыв, ведь до того он стабильно ровно летел. Да и по забегам учлётов тенденции "левоуклонизма" не заметил.
После обеда не стали спешить, чтоб переждать термичку нашли занятие: восстановили антипалку "Призрака" методом укорачивания и переклёпки "гудричами". Вторую антипалку укоротили симметрично. Вроде бы с запасом там трубки, но теперь придётся больше следить, чтоб предпоследние латы не закусывались за антипалки.
Часа в четыре продолжили занятия. Погода заметно успокоилась, ветер ослаб и стабильно дул в лоб, утихая до штиля или "раздуваясь" до 2-3 м/с.
Первым с перегиба полетел Юра. Сначала испугался, затормозил аппарат в воздухе и спарашютировал, но во второй попытке (третья в серии) не стал пугаться ("Товарищ, нервы зажми в узду; будь сильным, не охай, не ахай...") и нормально слетел. ПО-ЗДРА-ВЛЯ-ЕМ!!!
Иван тоже не сразу полетел с перегиба. Так совпало, что весит он поболее Юры, но в первый его старт с перегибчика ветер почти отсутствовал. И Иван честно на полётном режиме и скорости добежал до низа и там правильно "посадил" аппарат. В следующий раз уже не помню, то ли ветер помог, то ли я поднял Ивана повыше перегиба, но он тоже полетел. ПО-ЗДРА-ВЛЯ-ЕМ!!!
Далее, до конца дня, погода тихла, а Юра с Иваном совершенствовали свои навыки. Приучались выдерживать полётную скорость, улучшали посадки. А то иногда подходили к земле на повышенной скорости и подвзмывали на выдаче, сдуру прибирали и с грохотом "припланечивались" плоско, без скорости уже. Иван мог грешить большим углом на разбеге, но с отрывом прибирал его до нормального и в воздухе скорость не терял. К концу дня оба уже стабильно делали хорошие полётики с "Тропинки", с утиханием погоды я их поднял приблизительно до середины между перегибом и верхом "Тропинки".
Руслан уже с перегиба поначалу никак не мог догнать аппарат из-за того, что на стопе держал положительный но малый угол. А с началом движения он не задирал его, как часто ошибаются, а удерживал малым. Аппарат радостно и быстро летел,а Руслан за ним не успевал.
Я попробовал устанавливать ему на стопе уголок немного повыше, и Руслан начал подлетать, а потом и полетел. ПО-ЗДРА-ВЛЯ-ЕМ!!!
Но раз точно было, на старте я ему не "задрал" тангаж до повышенного и Руслан не смог догнать аппарат. Постепенно тоже поднялся выше перегиба. но стабильностью пока похвастать не может, НЯП, критично не прощёлкать его стремление начать старт с малым углом атаки.
Артём из-под перегиба бегал и поначалу позволял носу аппарата задраться выше допустимого, но пользуясь свои небольшим весом и экран-эффектом даже пролетал немного. Но я его строил по поводу выдерживания угла на разбеге и в воздухе, он постепенно сам стал осознанно управлять аппаратом и начал сначала в полёте исправлять, а а потом и стартовать с нормальным углом. ПО-ЗДРА-ВЛЯ-ЕМ!!!
Под конец дня, по совсем тихой погоде, хорошо и красиво слетал с "выше перегиба". В след. раз можно ожидать от него попервой попыток потерять скорость. Нужно упреждать их накачкой на предполётной и контролем в воздухе.
Под вечер заглянул "в гости" наш бывший учлёт Игорь. А я как раз собирался волочить "Призрак" на верхний старт для облёта. Так Игорь попросился и без остановок, одним махом, да так, что мы с Юрой налегке от него отстали, по почти штилю занёс УТ-шку на верхний западный старт.
Я хотел размяться занося аппарат, а тут запыхался в погоне за этим монстром-альпинёром!
Сверху было несколько парапланов, фотосессия и тихий ровный запад. Прицепился, разбежался, аппарат летит ровно. Ослабил и отпустил руки - УТ-шка немного привспухла, но ровно, без крена. Так и долетели до середины долины, потом пришлось брать управление. Поворот влево более 90, вправо на 135 градусов и ровная посадка. "Призрак" облётан и признан полностью готовым к полётам.
23.05.2021
Иван Лось:
В самом начале бегали с низа склона. Хорошо запомнилась ситуация, когда я бежал и у меня начал появляться крен, при этом я начал вспоминать, что и куда нужно толкать. В итоге клюнул носом в землю внизу склона и так и не вспомнив, куда нужно было давить трапецию :).
Через несколько пробежек у меня вышло подлететь и пролететь метра четыре. За эти пару секунд у меня получилось подавить трапецию в разные стороны и посмотреть, как ведёт себя аппарат. Впечатления уже появились. Потом мы поднялись выше на склон и уже почти каждый раз начал подлетать. Начал пробовать тянуть трапецию на себя и отталкивать от себя, смотрел как ведёт себя аппарат.
Когда тянул на себя, то скорость увеличивалась. Потом старался после подлёта тянуть на себя и лететь параллельно склону, а внизу плавно отдавать. Один раз получилось пролететь далеко и даже долетел до Руслана, который специально садился подальше, так что бы я до него не долетел. Потом мне пришлось быстро собраться и уйти, что бы меня подкинули до метро. Жду следующих выходных, хочу продолжать практиковаться. С меня как минимум тортик в следующий раз :)
23.05.2021
Вячеслав Стецько aka Dragon Fly: Верхній старт
Вчора відбувся мій перший виліт з верхнього старту на західному схилі. Сьогодні емоції вже вляглися, можно спокійно описати.
Моя розповідь буде однобока, якщо говорити тільки про моє, бо ми це зробили разом з Вітьою і мій досвід вчора був парним. А ще забавно, що наш перехід на верх органічно збігся з Днем Дельтапланеризму.
Памятаю перший підліт на стежці, потім через 4 місяці перші польоти зі сходинки. І кожне "підняття" на вищий старт здається вагомим "кар'єрним ростом". Верхній старт і саме на заході мені особливо привабливо виглядав, бо прийшовши на гору вперше, самі перші два польоти Я побачив з цього старту, і вони особливо запам'ятались!
Перехід на сходинку у нас був рівно 3 місяці тому, а загалом занять на сходинці здається було не більше семи, включно зі східною.
Їдучи на заняття, я не сильно розраховував піднятися вже сьогодні на верх, бо знав що повороти мої не настільки координовані. Верхні польоти які я міг спостерігати виглядали такими, що вимагають контрольованих і ціленаправлених рухів та певної безстрашності.
До питання безстрашності. Три заняття назад, впавши в штопорі з 5 метрів, я урешті серйозно задумався і зрозумів навіщо інструктори постійно кажуть про набір швидкості перед посадкою. До того здоровий глузд не приймав повною мірою цих фраз, бо як то ж можна біля землі направляти ніс в землю і "бажати" безпечної посадки?!
Тому варто згадати моє попереднє тренування на східній сходинці. Перший політ закінчував штопором з 1,5 метрів і одразу згадав попередній страшніший штопор. Задумався. Володя знову повторював про набір швидкості. Вирішив пофіг на все, буду пробувати. Наступний політ, знову завісив при поверненні в вертикаль, лишалося пару метрів до землі, першоразники розбіглися в різні сторони, бо "по плану" мав штопорить прямо на них. Але думаю, плювати що буде - буду розганяти. Прижав! І за ті два метри апарат встиг розігнатись, землю вже майже діставав ногами, видав ручку щоб вирівнятись по землі.. і пролетів ще з десять метрів! Успішно скинувши швидкість, видав і став на ноги, наче там і стояв. І тоді до мене дійшло як працює витримка і про що Володя з Людою товкмачили кожне заняття.
У наступні два польоти повторив витримки на посадці, і рівнішими траекторіями. Осягнувши теорію і більш-менш нормальну практику посадки, Я зрозумів які мав страхи. Було страшно вилазити вище, бо не було впевненості що знатиму що з тим робити. Вверх лізти можна, та коли не знати що з тим робити, то і штопори можуть бути ще вищими.
Осягнення посадки додало мені впевненості. І можливо це моє найбільще, поки-що досягнення, по внутрішніх відчуттях. Уміння сідати дозволяє літати!
На вчорашньому тренуванні ми знову взяли план виконати багато польотів. Ритм задавав Вітя. Але погода була, на моєму досвіді найдивніша і різносторонньо крива. Польоти з боротьбою з кренами, про повороти навіть не кажу, але посадки всі успішні. Набір швидкості на приземленні - толкова штукенція! Маєш швидкість, маєш контроль, чіткіший ніж в польоті.
Нас випускала Люда, тому Вітя донімав Люду весь день проханнями виходу на верх. Вона робила вигляд що не чує, або обіцяла коли буде гарна погода. Насправді мені було ясно що вона ще не бачить нашої готовності. Бо в тих умовах ми навіть не могли показати нормальні підвороти. Про який верх може йти мова. Особисто мені було страшно летіти зверху, і вперше, в таку нестабільну погоду.
Але на завершальній серії стартів зі сходинки, у моєму випадку на останньому польоті зі сходинки, погода вщухла. Я нарешті злетів як "по маслу" і продемонстрував два спокійних повороти на 45. Політ був настільки контрольованим, що аж отримав задоволення. Бо не боровся з кренами, не шукав кращу посадку. Злітав і смакував польотом.
Але мусив ще винести на верх апарат. Піднявшись, Люда призналась що вона обговорила з Володьою можливість верхніх стартів і спитала моє бажання. "Коли чекати кращу погоду, як не зараз" - подумав я.
Антон закінчив сходинкову серію і Вітя з апаратом побіг наверх. Злітав першим. Я не памятаю про що він з Людою говорив, бо стояв до вітру і пронизувався ним, розуміючи що скоро нам треба злитися.
І от Вітя побіг. Мене порадувало як його гарно підняло, вітер був як треба. Перший поворот вліво, як мені здавалося він пробував зробити кренчиком, але апарат слабо реагував і Вітя вирішив "крутануть штурвал", як тепер стало відомо, по Саніному методу. Я побачив як він стає на ліве крило і добряче злякався. "Аби тільки вирулив. Пофіг чи поб'є апарат, пофіг чи Я злечу сьогодні, аби не побивсь". І він нахабно вирулив, ще й краще ніж очікувалось, і впевнено сів. Поки піднімав апарат, я встиг і понервувати і заспокоїтись. А саме головне, докладно розпитав у Люди, якими рухами правильно керувати, щоб все було по науці. Двічі повторив рухи руками з уявним спідбаром, мусив все і швидко закарбувати. Самим неосяжним було те, що в повороті рівень видачі оцінюється тим, що тіло інерційно повертається у трапецію. Я прийняв це на віру, бо вже раніш повірив у набір швидкості перед посадкою. Приблизно прикинув механічну модель, а як воно працює вирішив розібратись у польоті.
То ж стартую. Відійшов від землі так само стабільно, одразу вразила незрівнянна з попередніми вильотами повнота нового простору. А далі все як сказала Люда - прижав, змістився і почав потрошки відпускати.. і.. да, відцентрова сила почала мене вертати в центральне положення. "Так, працює!" подумав, але сильно не загравався, бо це поворот у сторону схилу. Прибрав назад ручку і змістився в іншу сторону для вирівнювання крила. Вправо повертав більше, бо мав вже простір. Що мене приємно порадувало – те, що запас висоти дає впевненість!
На посадці швидкості не додавав, бо вона вже була звичною. Але для надійних посадок в різну погоду треба розганяти більше. Це я уже зараз розумію, бо раніше не було можливості спробувати більші швидкості. А тепер бачу що це необхідно.
Дякую інструкторам, Люді, Володі за доведення до нового рівня, за чітку подачу теорії і конструктивну критику практики.
Виктор Ващук: Первый полёт сверху
Поднял старые видео с телефона для того, чтоб понять, когда я впервые приехал на первое занятие. Оказалось, это было 16.05.2020 (год+7дней назад). Столько вот времени пришлось потратить для первого старта сверху. Как правило, занятия не пропускал, думаю за это время пропустил не более 10 занятий.
Стартовать первый раз сверху было не страшно. Раньше, при первом старте с «Тропинки», «Ступеньки» получал дозу адреналина (после посадки была дрожь в руках и ногах), но последние 3 дневных занятий по старту с западной «Ступеньки» выбросы адреналина прекратились, стало как-то даже скучновато.
Старался за день сделать максимально больше стартов, по последним дням это было 8, потом 12, и вчера 13. Просил Люду уже пустить на верх. В итоге к вечеру, когда ушла вся термичка и дул только небольшой ветерок, она дала добро на верхний старт. Перед стартом расспросил задание, что делать, куда лететь. Перед этим насмотрелся за день как сверху стартует Улько Саша.
После старта я так-же, как это делал Саша, заложил резко поворот вдоль Горы. После этого почувствовал, что сильно упала скорость и меня начало переворачивать в штопор. Я честно испугался и уже собрался падать, но понял, что высоты море и можно набирать скорость. Прижал ручку и потом постоянно прижимал, боялся завесить.
После такого резкого поворота и моего испуга я услышал голос Люды по рации и меня это хорошо успокоило, она говорила, что нужно делать. Когда пролетал мимо тропинки, увидел как Марчук Володя мне помахал, указывая направление, чтоб я поворачивал.
После поворота от Горы я уже летел по прямой и был уверен в успешном приземлении. И вот после приземления я опять ощутил этот укол адреналина, который ранее испытывал всегда при стартах.