Дельтаклуб «Альтаир» :  Посиделки :  Непутёвые заметки

Отвел душу

Григорий Егошин

Не прошло и полтора года, как это случилось. Улетел. Не так далеко, как хотелось, но улетел.
Место дислоцирования - бывший военный аэродром около с. Жовтневе. Там, где проходил аэробуксировочный чемпионат в прошлом году.
Приехал сюда еще 8 числа вечером с Лешей Дверницким и Витей Морозом на его дельтаВАЗе. Но 9-е и 10-е оказались скорее разминочными днями, без хорошей термической активности. В принципе, для меня, для восстановления аэробуксировочных навыков, погода 10го числа оказалось то, что надо – тихая и спокойная. Хотя вечером Лешка даже +2 нашел и набрал в нем 200 м. В тот же день Юля и Артем сделали первые буксировки на своих новых крыльях. И у меня небольшое достижение – по желанию заказчика Валик забуксировал аж на 750 м. Можно было бы и на штуку, но я пожадничал денег, да и побоялся (как оказалось ошибочно), что кромка сплошной облачности ниже 1000 м. А тем временем народ во всю «брал покататься» у Ольки на велосипеде.
11 число оказалось ранним. Ранний подъем, ранний завтрак, раннее чистое голубое небо. Ранний массовый сбор палаток и вещей для отъезда, начавшийся с Матвеичей и плавно перешедший на весь лагерь. Ранняя погода. Ну и для меня - ранний улет.
Грунтовый аэродром. Аппараты у всех пилотов собраны, приборы повешены, чехлы упакованы. Приехал на мотодельте Валик. Ходит и спрашивает: «Кто хочет полетать? Погода уходит! Вас прямо под облака буксировать?» Тем временем участники ЗЧУ собрались около Сергеевской машины и определялись куда лететь, перечисляя разные геометрические фигуры – прямая, треугольник, квадрат, параллелепипед. Посмотрев на эту группку занятых важным делом людей, потом на небо, понял – я еще не настолько крут, чтобы улет для меня был на десятом месте, что главное – решить куда лететь и дело в шляпе. И пошел ставить аппарат на тележку. Да и не участник я ЗЧУ. Мне бы только улететь, а куда – да хоть по маршруту 9-го числа через Райозеро до Оржицы. Тем более, что он был забит в GPSе. Лешка видимо подумал что-то похожее и занял место за мной.
Взлетели, и сразу стало понятно, что сегодня хороший день – термичность есть. Как только вылетели за аэродром в поля, сначала один раз Валика подкинуло, потом меня, потом он вниз, я за ним. Потом второй раз – у меня аж варик запищал от подъема. Впервые пришла мысль – а не отцепиться ли, явно поток пролетам? Но как человек принципиальный – раз буксируешься, значит до упора. Упор пришел совсем скоро – волшебный взмах руки буксировщика и веревочка улетела. Быстрый разворот назад и сразу натыкаюсь в +2. Ну, держись поток, не отпущу. Набрал 1000 м, поток как-то подстих. Смотрю – снос совсем небольшой. Вверху облако еще довольно далеко. Внизу граница света и тени. Пошел против ветра в солнечную сторону. Почти сразу натыкаюсь на +1, +2, а потом и +3. Ага, да это уже облако тянет и вверху дырка в облаке. Интересно. Но что-то стало холодать. Высота 1500, за бортом +6 гр. по Цельсию. И тут вдруг земля подо мной начала скрываться. Не-е. Такого мне не надо. Разворачиваюсь обратно сносу и даю деру. Вылетел из под облака в минуса, развернулся опять по ветру. Лечу, но уже под облаком и с небольшим снижением. Ну, думаю, и что дальше? Понятно, что улетать, но куда? Погода-то ранняя, с утра безоблачное небо было, а сейчас на земле вон только два солнечных пятна и остались – одно в сторону Лубнов и далеко, другое – направо, близко.
Ринулся в сторону Райозера по стрелочке GPS, оценил скорость. С боковым ветром получается. Смотрю – ну не долечу я до того пятна. Не, так не пойдет. Разворачиваюсь вправо на 90 градусов и с попутно-боковым иду к ближайшему облаку, осматривая поля с потенциальными термичными местами. Справа проплывает Гребенка. Мощный узловой железнодорожный центр. А вон там тот самый отстойник для поездов, в котором прошлой ночью гудел электровоз, не давая спать. Посмотрел на скорость – 65-70 км/ч. Хорошо. А высота тает. Где же поток? Минуса заканчиваются, нули, а вот и он. Хорошшш-о-о-о! Набрал 250 м. Полетел дальше. И так два раза. Потом начались одни минуса. Надо что-то делать. Смотрю – вон там за речкой хорошее контрастное вспаханное поле – летим туда. Перелетел речку под названием Гнилая Оржица, смотрю над полем набирает какой-то хичный птиц. Неужели поток? Поискал я и там – что-то слабенькое и все. И птиц куда-то исчез. Потом вдруг вроде нашел поточек на границе света и тени. Даже +1 было и сотню набрал. Но тут бац, как будто поток выключили. Резко так все закончилось. Эх-х-х. Да я готов хоть с 10 м поток выкрутить, только дайте мне его! Ничего, 0. Второй раз эти вспаханные контрастные поля подводят. Расстегнул подвеску. Сажусь. Пытаюсь определить направление ветра у земли – по лесополке видно только примерно, а сноса почти нет. Разворачиваюсь над дорогой. Выхожу на посадочную глиссаду. Ну, почти угадал. Сел с небольшим косяком. Село Мехалычи, а недалеко, кстати, село Григоровка :-).

Итог – 18 км по прямой за 50 минут, макс. набор 1500 м, макс. поток за +3.

Отзвонился Ильюхе. Сообщил свои координаты. Оказалось, что на аэродроме поломалась тележка. Из-за чего – кто умел, буксировались с ног. А вот Женька Лысенко не умел, но, видно, очень хотел улететь – и забуксировался, и улетел километров на 20 в Пышное, где никогда не был, но в прошлом году пару раз над ним пролетал.
Еще Юра Петренко по окрестностям аэродрома полетал, улетать не захотел. А потом заехал за мной, за что ему большое спасибо. С меня подбор :-). Но это было часа через четыре после посадки.
Ожидая подбор, я на самом деле довольно интересно провел время.
Сначала оттачивал технику фотографирования мобильником. Хорошая вещь автозадержка фото. Вот такие вот вещи можно одному снимать:




Потом стало холодно, и я оделся. Потом поспал. Потом наблюдал прохождение дождя. Потом появилось солнце, стало жарко, и я разделся. Потом пообщался с местным пареньком на мопеде и трактористом из соседнего села. Потом опять поспал. Потом перенес аппарат в более видное место у дороги. А потом стал гоняться за термиком.

Кроме шуток. Сижу у асфальтовой дороги. С одной стороны зеленое поле, где сел, а с другой вспаханное поле и речка Сухая Оржица. Распогодилось. Стали появляться кучевые облачка. Небо очистилось. Солнце заново прогревало землю. Ветер стих. Потом слышу порыв ветра. Смотрю, а рядом на зеленом поле ветер круги по траве рисует. Интересно, наблюдаю дальше. Поток стал перемещаться вдоль дороги. Прямо над головой облако, видать, оно сосет. Вокруг тишина, и травинка не шелохнется, а рядом в кругу диаметром метров 8 ветерок. Прикольно, а давай я «заберусь» в этот термик. И побежал за ним. Зашел «внутрь», ветер в нем крутит. Лицом чувствуется перемешивание теплого и холодного воздуха. Потом термик неожиданно «перешел» дорогу и начал идти дальше вдоль нее по зеленой травке. И что меня удивило, он не перешел на вспаханное поле! А по полю, рядом с которым он проходил, даже мелкий смерчик прошмыгнул. Но метров через 20 этот термик вдруг исчез. А через минуту подул общий фоновый ветер…
Если бы не приехал Юра и не забрал меня от туда, то я бы уже термики глазами начал видеть :-).

А еще посмотрите, как надо летать: Трек Сергеева
Впечатляет. В этот же день, стартовавши немного позже меня, Сергей за 3 часа пролетел 70 км по треугольному маршруту. Не смог долететь до финиша километров 10 только из-за преградившего ему путь дождя.



Егошин Г.
15 мая 2008