Дельтаклуб «Альтаир» :  Посиделки :  Непутёвые заметки   Кубок Киева 2010

Как я подсел на аэробуксировки

Артём Казачанский

Аэробуксировка.
(одна из частей "Майских полетушек")

Вечером пришлось ехать «на подбор». Забрать рассевшихся по маршруту пилотов. Вроде не далеко, но – время. Когда я возвращался с Колей и Драйвером, солнце уже было низко, и говорило о том, что сегодня полет скорее всего отменяется – поздно будет.
На аэродром я вернулся, когда солнечный диск уже сруливал с главной рулежной дорожки за горизонт. Наступает «любимое» время суток – сумерки.
- Лети! Собирайся и лети, - ко мне подошел Серега.
Я посмотрел взглядом Кота из Шрека на Палыча: - Что вы думаете? Без тандема?... И тут же перевел взгляд на Колю: - Что скажешь?
- Лети! – их вердикт был однозначен!

Игорь и Серега помогли быстро собрать дальтаплан. Наверное, слишком быстро, так что я с трудом успевал осмысливать происходящее. Только когда мой Скаляр взгромоздили на тележку, я пришел в себя: «Коля, расскажи чего-нибудь...» - «А что тебе рассказать?» - «Ну, зная твое чувство юмора, расскажи анекдот!» - «Оптимистический?» - «Коля... Любой! Я любой сейчас выслушаю».
Я начал готовиться к полету, а Коля тем временем мне что-то рассказывал. Позже, по фотографии, я пойму, что он мне рассказывал о буксировке: как лететь, чего делать, чего нет, как держаться за буксировщиком. А потом он сказал, что все будет хорошо!
Это та фраза, которой я от него ждал! А раз так, то я – пошел. Я улегся на тележку, и ребята покатили меня на старт...

- Коля, расскажи чего-нибудь? Анекдот хотя бы? Мандражируешь?

С одной стороны мне казалось, что это пафосный момент, и надо запомнить, кто меня инструктирует, кто выпускает... С другой стороны было ужасно страшно, и было не до того... Это как вступительный экзамен в ВУЗ, к которому ты очень долго готовился. Только цена «ошибки» чуть выше, чем «неуд»... Но об этом старался не думать: ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
А солнце в это время скрылось за горизонтом...
Дальше все было как во сне: рядом были Игорь, Серега, Виктор-пасечник и Витя Елдинов. Они что-то подсказывали, цепляли замок, давали команду буксировщику...
И вот двигатель взревел! Я только сзади услышал подсказку: «Качни головой, что ты готов». И все? И я качнул...

Двигатель взревел сильнее, поднялось облако пыли, в котором почти скрылась мотодельта, натянулась веревка, начала медленно двигаться трава... Быстрее, быстрее, еще быстрее... Катимся, катимся! Пора! Я отпускаю веревочку и, почему-то, ничего не происходит – я не взлетаю! Привычным с «малинки» движением я «поддернул» крыло и оказался в воздухе. Мотодельтаплан все еще бежал по земле...
Памятуя инструкцию «не вылазить выше буксировщика», я прижал ручку. Земля ринулась мне на встречу с такой скоростью, что я даже подумать ничего не успел. Только механически сделал: вернул ручку на место, и в тот же миг увидел «крышу» мотодельтаплана, который в этот момент отрывался от полосы. Мы были в воздухе!
Я не помнил ничего из того, что мне говорили, но я знал одно: держаться за Валиком! И я держался, как мог!
Я плавал из стороны в сторону, вверх и вниз рыскал по курсу, но я – держался! А Валик как мог – «ловил» меня.

В течение трех минут я не видел ничего, кроме буксировщика. Я не слышал ничего, кроме гула его мотора. Я не думал ни о чем, кроме «как удержать положение за мотодельтапланом». Я ничего не мог сказать, потому что в зубах у меня была прищепка замка. И вот я увидел выставленную правую руку Валика в сторону, и как-то очень не сразу сообразил, что это знак «отцепляйся, мы набрали положенную высоту». Я плюнул прищепку замка, выкрикивая «Yes!!!», и проводил глазами улетающий вниз конец буксировочного фала. Оказывается, я смог «продержаться» до конца – до пятисот метров!
Буксировочный фал улетал куда вниз, в темноту, в... СЕЛО!!! РЕКА!!! ЧЕРНОЕ ПОЛЕ!!!
Кажется, я вслух прокричал вопрос: где я!?!?
Я осмотрелся по сторонам: влево и вниз уходил Валик. На фоне почти черной земли его крыло видно было хорошо. Чуть впереди еще блестела река. Такая извилистая, как на картинке. Какое-то озерцо... Домики... Где я?

Две следующие мысли влетели в голову одновременно. И, видимо, они там столкнулись, приведя меня в чувство. Первая мысль: на старте запад был справа, и сейчас он справа. Значит мне надо развернуться на 180 градусов. Вторая мысль: Валик ОДНОЗНАЧНО вернется на площадку!
Я похвалил себя за сообразительность, и удивился, что совершенно не узнаю местность, над которой летал буквально сегодня утром!!! Ладно, спишем на стресс, а пока – возвращаемся...
Валик тем временем плавным левым виражом уходил куда-то влево назад. Правда, его курс несколько не совпадал с тем, что я ожидал. Он развернулся меньше, чем на 180 градусов (до меня постепенно доходило, что буксировались мы по прямой). Что ж, все равно – за ним.
При таком методе возвращения была одна проблема: у Валика есть мотор. В моем же распоряжении 540 метров высоты (на тот момент уже несколько меньше, хотя и соображал я подозрительно быстро), и скорость снижения порядка 1.2 м/с. Ладно, выберемся.

За мотодельтапланом я следил, как удав за лягушкой – не отводя глаз. И только когда он выполнил очередной доворот и стал курсом на запад, я решил оторвать от него взгляд и осмотреться... Слева внизу на поле я увидел стоящие дельтапланы! Мне – туда!
На посадке была почти ночь, и я сильно ошибся с расчетом. Когда я это осознал, дергаться было почти бесполезно – я безнадежно перелетал расчетную точку. Но все усугублялось тем, что новая точка приходилась аккурат на середину площадки, где стояли готовыми к следующему старту буксировщик и очередной дельтаплан. Неприятно... Придется отворачивать или вправо в кусты, или влево в некошеную траву.

Только я об этом подумал, как дельтапланы начали разбег. Ура! Площадка свободна.
Я заходил строго в хвост стартовавшей паре. Когда до земли оставалось метров 15 и я выпустил ноги из подвески, я вспомнил про еще одну «мелочь»: спутный след... И я сделал единственное, что мог: сцепил зубы и перешел в стойку.
Как говориться, моей радости не было предела! Опытные товарищи поздравили с первой буксировкой, и с тем, что она к тому же успешная и на полную высоту, дали советы, замечания, и пожелали успехов. Серега и Игорь помогли теперь быстро разобрать дельтаплан, и мы двинули в лагерь.
Начало было положено. Начало огромной предстоящей работе.

Кубок Киева 2010 - фотографии Артёма Казачанского