Дельтаклуб «Альтаир» :  Посиделки :  Непутёвые заметки   XXXI Открытый Чемпионат Украины

Алексей Вороньков

Поток сознания

о том какой фигней я страдал в полете на своих первых серьезных соревнованиях


День первый:

Этот день для меня не заладился. Удалось улететь только с 3-й попытки, т.к. 1-я оказалась неудачной (не зацепился так как уже мысленно представлял себя на финише, вместо того чтоб сосредоточится на поиске потока). На 2-й заел ручной замок (невероятно но факт) подергав его я нехотя расстегнул подвеску и как и положено помахал Валику ногами, дабы он меня сбросил, пока привез и сбросил фал осталось 260 метров, попытался зацепится на пшеничном поле, на юго-западе от аэродрома, не вышло, сел. На 3-й попытке было принято о долете в сторону первого ППМ (так как уже было поздно и хорошую погоду явно упустил). Сразу после отцепки довзвелся и рванул, однако над скошенным полем на восток от Ульяновки почувствовал слабый подъем тут же стал в спираль и сбросив полиспаст стал искать ядро потока.
По методике http://paraplan.ru/articles/cross-country_flight/ и http://www.deltaplanerizm.ru/read/rohan/
Нашел не сразу, пришлось хорошо протянуть по ветру, ядро было узкое, приходилось закладывать довольно крутую спираль чтоб вписаться в него скороподъемность сначала установилась на отметке +0,4 (осреднитель 15 секунд) позже подросла до +0,8 на высоте примерно 800м но снос усилился. Поток я бросил на высоте примерно 1000м т.к. он ослаб до +0,2 дальше решил не крутить. Сразу после этого взвелся и рванул к селу Семаки. Это место мне приглянулось тем что изобиловало контрастами, а главное там было отличное место для отрыва термика: пшеничные поля 2 небольших пахоты а за ними (по ветру) зеленый луг позади которого речушки, а за ней железная дорога. Однако пролетев над этим местом понял что побьем слаб, все теже +0,2 решил их не раскручивать и полетел дальше на северо-восток к пшеничному полю впереди в надежде на то что там будет поток. Так как поле было окольцовано высокой лесополосой, а за полем (по ветру) находилась низменность с ярко-зеленым лугом и на высоте 500 метров нашел +0,4 которые решил уже обработать. Выкрутив их до 700м и неожиданно потеряв и не найдя в поисковой спирали вернулся к тому же полю но ближе к середине, потом и к сеседнему уже наполовину скошенному, и не почувствовав наличия потока, по близости, решил что погода кончилась, взвелся и рванул к трассе (дабы не платить лишнего за отклонение машины подбора от маршрута подбора)

Вывод:
- проверять снаряжение заблаговременно и очень скрупулезно.
- лететь не к ближайшей дороге подбора, а в сторону маршрута (мог бы пролететь значительно дальше и получить больше очков) Бороться за максимальный улет.

День второй:

Этот день начался довольно стремительно. Сразу после отцепки стремительно набрал высоту над пшеничным полем расположенным на юг от взлетной полосы. Задержался в стартовом цилиндре в слабом потоке на высоте 2100 чтоб выпустить вперед группу пилотов (дабы по ним определить оптимальную траекторию перехода). После чего стартовал сам. Южнее Беседовщены встрял в сильный поток (+1,8), который по видимому пропустила группа пилотов впереди меня, сделал в нем пару ленивых спиралей провожая взглядом группу пилотов. Заметив что группа идет со значительным снижением и накто не закручивает, решил не спешить и выбрать этот поток попутно смотря что будут делать пилоты впереди меня. Группа разошлась веером и вскоре я их потерял. Выкрутив поток до 2200 (дальше поток начал слабеть) я рванул в сторону первого ППМ идя над речкой Глинистая Оржица, в надежде на то речка будет служить триггером для отрыва потоков с прилежащих полей. Потоков не встретил, однако шел с незначительным снижением (-0,8…-1). Непосредственно перед поворотным пунктом Савинци попал в минуса (отвернул от речки в сторону полей), а затем на высоте 1400 встретив слабый поток решил его не бросать, а закрутится в нем так как снос все равно был в сторону 1-го ППМ. Однако я ошибся со сносом, в итоге первый ППМ взял против ветра. И направился в сторону второго. Изначально моей целью было пшеничное поле слева от полевого аэродрома, на который в тот день село большинство пилотов. Однако увидев впереди себя и немного ниже Мороза решил полететь за ним вправо в сторону пахотных полей несмотря на то что там была тень и внутренний голос подсказывал что скорее всего там ловить нечего. Однако я все же полетел, сделал большой крюк вправо потеряв много высоту бросил эту затею и стел возвращаться к изначально выбранному мной пшеничному полю. Поток нашел в итоге закрутился на высоте 300м в потоке +1,2 который выше немного слабел до +0,8. Набирая высоту в потоке меня сносило в сторону первого ППМ я видел как на поле справа от дороги людей становится все больше, вот и Мороз вернулся и сел туда, а ядро все никак не мог найти, мелькнула мысль сесть ко всем, но переборов и выматерив себя сосредоточился, и выкрутив поток до 1400 находясь над первым ППМ взвелся и рванул в сторону второго. За населенным пунктом Грабов Приметил пшеничное поле перед которым было зеленое поле (как потом оказалось свекла), к границе полей пришел на высоте чуть более 200м и сразу начал обрабатывать пузыри, однако снос бвл довольно сильным а пузыри выкидывали меня не выше 300м после чего подъем прекращался и попытки поиска по ветру не приносили ожидаемого результата. Я то проваливался до 80м то снова набирал до 300. В итоге задолбался и сел.
Как потом оказалась до 2-го ППМ не долетел 1,5км – идиот, мог ведь но мысли былди только о финише и только 2-й ППМ меня не устраивал.

Вывод:
- никогда не сдаваться
- внимательно следить за погодой впереди по маршруту (там где я сел была голубая дыра)
- бороться за максимальный улет.

День третий:

Отцепили в чистополе в спокойном воздухе, развернувшись на 180 направился к Ульяновке так чтоб пролететь над полями и уж если ничего не найду то над Озером в Ульяновке точно будет поток. Поток нашел среди полей не долетая до Ульяновки выкрутив его до 1100м благополучно потерял. Пробовал протягивать по ветру но ничего не нашел, снизившись до 400м решил поискать над болотом близ пшеничного поля южнее аэродрома. И там действительно нашел поток. Выкрутив его до 1800м и находясь уже за стартовым цилиндром решил лететь на 1-й ППМ. Полетел не на прямик, а в надежде поднабрать еще высоты полетел на юг гребенки однако ничего действительно стоящиго не нашел. Тогда решил лететь к Слободо-Петровке в надежде что либо озеро перед ней сорвет поток с Гребенки либо с самой Слободо-Петровки сойдет поток. Поток нашел, однако слабый +0,3 высота 1200 но решил в нем поелозить так как снос был в сторону 1-го ППМ, также стимулировали к такому действию сидящие в полях дельтапланы. Однако на высоте 1500 поток совсем ослаб и я решил его бросить и полететь к ППМ не на прямую, так-как там было много зеленых полей а сделав небольшой крюк на запад с тем чтоб пролететь через пшеничные и паханые поля. До населенного пункта Перше травня шпл с незначительным снижением, а за ним даже начались плюса но ничего достойного для обработки. Лишь подлетев в восточной окраине Погребов над пшеничным полем нашел все те же +0,3 сильно стелящиеся по ветру. В них крутился до Бондаревки где поток значительно усилился и также внезапно ослаб, не найдя продолжения потока на высоте 1500 полетел к 1-му ППМ. Взяв ППМ принял решение лететь к западному краю Кантокузовки к пшеничному полю, потоков явных не нашол но шол с незначительным снижением в сторону финиша. На противоположном берегу от Шрамковки на высоте 300м нашол слабый поток со вспаханного огорода расположенного посреди зеленого поля заветные +0,9 подняли меня на высоту 1000м и там закончились я развернулся в сторону финиша и тут стоило принять решение: либо идти напролом через болота к пшеничному полю наклоненному на юг расположенному на западе села Ковалевка, Либо пройти южнее Яровки где также были хорошие поля но мало дорог. Я решил что полет к Ковалевке меня приблизит к финишу в любом случае, и рванул именно туда. Однако минуса по дороге оказались больше ожидаемых и в итоге к краю поля на западе села Ковалевка я пришол на 200м и тутуже приметил аиста кружащего в потоке. Это меня несказанно обрадовало, но в месте с тем похоже и расслабило, так как набрав 50 и уже начав высчитывать долет до финиша (с 250м )))))) потерял поток и так и не найдя сел в селе Ковалевка.

Вывод:
- не расслабляется, быть максимально сконцентрированным

День четвертый:

День выдался интересный. Сразу после отцепки бодро набрал 1800 метров, хотя понимал что это не предел решил по полям двинутся на юг в сторону первого ППМ за идея в стартовом цилиндре ощущал что рядом есть потоки, что все поля, крыши и фермы работают. Но перелетев через железную дорогу и направившись к многообещающему пшеничному полю с удивлением ничего не нашел, а высота таяла (летели против ветра) на высоте 700м я решил вернутся назад в цилиндр поднабрать и попробовать еще раз. На обратном пути при проходе над крышами Бесидовщины почувствовал поток и стал по ветру его догонять дабы найти ядро. Найдя ядро и набрав 2050м предпринял вторую попытку прорыва. Однако и в этот раз ничего не найдя на высоте 700м вернулся назад. По пути на аэродром не встретив потоков, решил сесть попить водички, подумать и полететь еще раз. Второй раз выкрутившись до 700м над пшеничным полем на юге от аэродрома меня накрыло тенью от приближающийся грозы и поток стал быстро слабеть. Я понял: это оно! Нужно лететь))))))) Взвевшись полетел на долет в сторону ППМ и благополчно сел в полях пролетев L0.

Вывод:
- смотреть на то что крутят другие.
- не стоит 2 раза летать в одно и тоже место искать потоки, второй раз стоило лететь в сторону с. Свитанок, тамошние формы казались весьма привлекательными в плане создания термиков.

День пятый:

Не люблю я гармины, и это похоже взаимно. Посмотрев уровень заряда на Гармин 60 мап убедившись что состояние батареи 50% я деже и не мог подумать что она может сесть (контраст стоит у меня на нуля специально чтоб прибор дольше работал) так как на GPS Magellan explorist 210 с которым я летал до того 15% заряда хватало на 2 летных дня. По этому не почуяв подвоха я решил что сегодня отлетаю день, а вечером поменяю, но не тут-то было.

Отцепившись от буксировщика над пшеничным полем которое как раз убирали сразу встрял в поток +2 и начал набирать. Набрав 2300 (хотя видел что можно было и больше но решил не тратить времени) сразу рванул к 1-му ППМ по пути к удивлению потоков было мало и слабые. Решил до 1000 метров не останавливается в потоках. Когда пересек речку Сухая Оржица между селами Степановка и Перше Травня как раз было чуть более 1000 метров, и хотя с легкостью мог взять ППМ был озабочен тем что моло потоков встретил по пути. По этому решил первым делом полететь к границе пшеничного, зеленого, вспаханного поля и фруктового сада на северо-востоке с. Мойсевка. Да что-то было, в основном нолики а ближе к Мойсеевке вообще начался слив. Тогда будучи на высоте 700м решил что нужно взять ППМ а потом уже выпаривать. ППМ взял на высоте 280м находясь над центром с. Погребы и потоке -1,2. Для начала решил проверить единственную плоскую крышу залитую смолой (как на совковых многоэтажках) в этом селе. И почувствовал что, что-то есть. прибор не пищал, но аппарат явно давал знать что тут что-то есть, сделав очень пологую спираль понял что это что-то сильно размазано по ветру. Я развернулся и полетел по ветру пока на встрял в поток который начался с +0,2 а потом превратился в +1. Выкрутив 2500м я метнулся к облаку, которое как раз располагалось над с. Яровка. Там стабильные +2,3 вынесли на высоту 2800 (выше боялся так-как с высотой поток усиливался да и кромка уже была рядом). Еще когда набирал в облачном потоке заметил что облака в сторону 2-го ППМ движутся не равномерно и что скоро образуется гряда из 3 облаков как раз немного в стороне от 2-го ППМ. Выкрутив 2800 я взвелся подчти до упора посмотрел по GPS направление, приметил точку на горизонте и рванул под облаками в стиле дельфин (прям как неоднократно читал в Гончаренко) выдерживая такую скорость чтоб не подниматся выше 2800 – воздушная скорость под облаками доходила до 90км/ч. Находясь под облаком севернее с. Кононовка решил уточнить где ППМ и сколько до него. Посмотрев на GPS увидел что он выключился, при попытке его включить он загорался на несколько секунд и тух. В общем мне сразу вспомнились слова Безручки: «я думал это будет мой лучший полет….» А хрен там без GPS ничего не зачтут. В общем долголи-коротколи я страдал херней в итоге сел на трассе рядом с уже сидевшими там Елдиновым, Григоренко и Безручко – дабы они могли подтвердить что я хоть до трассы долетел……

Промежуток полета от момента обнаружения того что GPS сел и до посадки не вижу смысла описывать.

Вывод:
- Стартовать на как можно большей высоте
- «…..с новым оборудованием я предпочитаю налетать не менее 50 часов чтоб полностью к нему привыкнуть……»(с)Бондарчук

День шестой:

Богдан меня отцепил почти над аэродромом. И до моего любимо пшеничного поля на юго-востоке аэродрома пришлось лететь против ветра. Не сразу нашел поток но в итоге с 200м выкрутился и стал уверенно набирать высоту. В итоге когда пересекал цилиндр у меня было порядка 2000м пролетев немного в сторону маршрута неожиданно встрял в поток +3 набрав в нем немного протянул по ветру нашел +4 который ч высотой быстро слабел но я продолжая его крутить до +0,5 выкрутился да 2600, в слой инверсии (вид потрясный! Вперед как будто в облаке – белая пелена, а вверх и вниз кристальная чистота) Взвевшись я направился в сторону 1-го ППМ приметив себе путь через поля в расчете на то что таким образом потеря высоты на переходе будет минимальной. Близ населенного пункта Калужицы приметил Лысенко с Бубликом, они явно что-то крутили, что-то слабое, но это нисколько не смущало главное что там что-то было так как я был в числе первых и помня про очки за лидерство я решил их догнать с тем чтоб первым взять ППМ. Немного ускорившись я полетел к ним. И тут началось! GPS постоянно выдавал мне что он не видит спутники. Это при чистом небе и полете по прямой! В общем пока я с ним мучался выключал – включал его, поднимал лыжу в верх (чтоб антенна смотрела в верх) в общем немного отклонился от курса и потерял высоту но прибор вроде ожил. Догнав Бублика и Лысенко начал выкручиваться в соплях, но тут снова раздался писк прибора о том что он не видит спутники………видать я был в тот момент злой и несобранны так как с 300! Метров не смог выпарить и позорно сел в пшеничное поле с которого думал что-то славить. Немного осмотревшись я заметил что буквально в 500 метрах комбайн убирал другое пшеничное поле, а ведь нужно было лететь туда – там шансов было больше.

Вывод:
- концентрация и все внимание только на полете и выпаривании.
- GPSами занимается только на ППМ или вообще выкинуть такой GPS


P.S. Грамматические ошибки являются интеллектуальной собственностью автора))))